«Непорочный ягненок… из ягнят и козлят берите» (12:5).
Рав Йосеф Хаим, автор книги «Бен Иш Хай», говорит, что нам нужно учиться как у доброго начала, уподобленного баранам, так и у злого, уподобленного козлам.
Но как же можно учиться у злого начала?! Ответ на это мы получим, прочитав эту притчу.
Однажды встретились доброе и злое начала, и сказало злое доброму: «До каких пор мы будем воевать? Помирись со мной хотя бы на короткое время».
«И что же ты будешь делать в это время?» – спрашивает его доброе. «Хочу, – отвечает ему злое, – пригласить одного из твоих союзников в пивной трактир». «В трактир? – удивилось доброе, – но кто же тебе мешает? Иди и пригласи его, если хочешь!» «Он такой праведный, что не пойдет туда, пока ты не присоединишься к приглашению». На том и порешили.
Приходит злое начало к Аврааму-праведнику и предлагает пойти в трактир. Тот, естественно, прогнал его прочь и даже слушать не стал. Но тут в сердце его раздался голос доброго начала: «Иди туда, не бойся – глядишь, из этого выйдет что-то полезное. Только храни внутри трепет перед Б -гом, чтобы не согрешить».
Сходил Авраам в трактир, послушал немного, о чем говорят пьяницы, посмотрел, как играют в карты. Вернулся и плачет. «Что случилось, дорогой мой?» – спросила его жена. Муж вздохнул глубоко и ответил: «Любимая моя жена! Все свои дни я служил Творцу всем сердцем, а в эту ночь подверг его испытанию. Я всегда думал, что сердце мое – как чистое золото, и я служу Б -гу с желанием и радостью. Но в эту ночь я увидел, как далеко нахожусь от совершенства в служении. Заглянул я в трактир на короткое время и увидел, как радуются там люди, при этом они не чувствуют никакой усталости. И у меня тотчас душа поникла: как же я не достиг такой радости в занятиях Торой и заповедями?! Люди сидят за глупой карточной игрой, увлеченные и в напряжении, а я стыжусь: настолько ли я погружен в святую Тору? И я понял, что мое сердце, которое я считал чистым золотом, содержит в себе примеси!»
Как услышало злое начало эту речь, хлопнуло себя по лбу от досады и ушло восвояси с поникшей головой. Его дурной замысел совсем не удался, а даже вышло наоборот.
На следующее утро встало злое начало и пошло в синагогу делать свою работу со слабыми людьми, попавшими в его сети, – вводить их в грех бесполезных разговоров, сбивать их мысли во время молитвы, вызывать споры и раздоры из-за мелочей. И тут оно видит нашего знакомого Авраама-праведника, который молится с восторгом и еще большей сосредоточенностью, чем прежде. Не было предела досаде злого начала. Оно застонало и произнесло: «Верно говорят мудрецы: пришел верблюд просить рога – ему и уши отрезали».
Отсюда мы видим, – заканчивает рав Йосеф Хаим, – что иногда человеку следует учиться и у злого начала и его действий. Поэтому и сказано брать жертву «от ягнят» – это силы доброго начала, и «от козлят» – силы злого начала.