Этимология
Хилуль Ашем (ивр. חילול השם) – осквернение Имени (Б-га).
Что такое хилуль Ашем?
Хилуль Ашем – это поведение, которое может послужить поводом для презрительного отношения к нашей вере или бросить тень на сынов Израиля.
Осквернением Имени Творца является такое поведение еврея, когда он ведет себя неподобающе на глазах представителей других народов. О таком виде осквернения Имени Творца говорится у пророка Йехезкеля (36:20): «И пришли они к народам, к которым пришли они (изгнаны были), и оскверняли имя святое Мое, (ибо) говорили о них: «Народ Господень они, и из земли Его вышли!»». Однако, чем более великий в знании Торы, тем большее осквернение Имени Творца выходит из его аморального поведения.
Рамбам пишет (Законы основ Торы, 5:11): «если человек великий в знании Торы и известный благочестием делает вещи, из-за которых люди возмущаются или насмехаются над ним; и даже если эти поступки не являются нарушением заповедей, тем не менее он осквернил Имя. Например, если он покупает и не платит сразу, при том что у него есть нужная сумма, и продавцы требуют с него деньги, а он откладывает платеж; или тот, кто много веселится, или много кушает и пьет в гостях у невежд или среди них; или не говорит с людьми спокойно и не встречает их вежливо, но раздражителен и гневлив; и тому подобные вещи. Чем больше мудрец, тем больше он должен следить за собой и делать больше того, что требует закон».
Источник этого запрета
Сказано в Торе (Ваикра, 22:32):
«И не оскверните Имени Моего святого, и освящусь Я среди сынов Израиля, Я Бог, освящающий вас».
Тяжесть греха
Рабейну Йона пишет, что грех осквернения Имени Б-га является самым тяжелым грехом в иудаизме, поскольку «Всевышний освятил нас Своим Законом и заповедями и отделил нас, чтобы мы были его народом, для того, чтобы мы прославляли Его и страшились Его…. и нужно, чтобы те, кто прославляет Его были бы освящены подобно тому, как утварь служения священна».
В Пиркей Авот (4:4) сказано: «Рабби Йоханан бен Брока говорил: «Каждый, кто оскверняет имя Всевышнего неприлюдно, будет наказан публично — и неважно, осквернил ли он имя Всевышнего, не желая того или по злому умыслу»».
Поясняет Маараль: «Сказанное не означает, что согрешившему по ошибке положено такое же наказание, как и тому, кто сделал это намеренно. Имеется в виду, что оно все же будет более строгим, чем воздаяние за другие проступки, совершенные этим человеком по неведению».
Возможно ли искупить этот грех?
Наши мудрецы говорят, что этот грех не могут искупить полностью ни страдания, ни раскаяние, ни Йом Кипур; лишь смерть вместе с тшувой окончательно искупают этот грех. Поясняет Рабейну Йона, поскольку это столь тяжелый грех, от него душа не может полностью очиститься, и она остается нечистой и нежелаемой, пока смерть не разлучит ее с телом, в котором она совершила преступление
Несмотря на то, что тшува окончательно не искупает этот грех, она все же оберегает человека от наказания за него.
И все же Рабейну Йона нашел возможно искупить хилул а-Шем при жизни – противоположным, если человек будет стараться как можно больше освящать Именя Творца, т.е. вести себя так, чтобы другие люди видели, как благородно ведут себя евреи, живущие по Торе. «И тогда преступление будет смыто и стерто величием множества добрых дел, противоположных неразумным деяниям, которые преступник совершил в прошлом».