«…и да не осквернят стана, в среде которых Я нахожусь» (Бемидбар, 5:3).
Основываясь на словах стиха: «в среде которых Я нахожусь», мудрецы (Сифри, Насо) говорят:
«Любимы евреи, что Всевышний не покидает их, даже когда они находятся в состоянии духовной нечистоты».
И всё же следует понять, почему Творец не покидает народ в то время, когда он духовно опускается, ведь царь Давид сказал (Теилим, 5:5): «Поскольку Ты, Г-сподь, не возжелаешь греха, не будешь поблизости к злу».
Ответ на этот вопрос помогут нам получить слова возлюбленной (которая является аллегорией на еврейский народ) в книге Шир а-Ширим (6:6): «Не смотрите на меня, что я смуглая, поскольку (это из-за того, что) солнце опалило меня». Раши в комментарии на этот стих пишет: «Не смотрите на меня с пренебрежением, что я темнокожая, ведь темнота моей кожи и моё уродство – не с рождения, а из-за солнечного загара, и эта темнота с лёгкостью может пройти».
Подобное же сообщают нам мудрецы в мидраше (Берешит Раба), говоря, что даже у грешников есть хороший запах, намекая, что даже грешники остаются в сути своей незагрязнёнными, их греховность – только внешняя, и она вскоре и с легкостью может пройти.
Чтобы продемонстрировать свои слова, мудрецы приводят историю про Йосефа Мешита, неправедного еврея, жившего во времена Второго Храма и римского владычества.
Когда римляне вошли на Храмовую Гору, они опасались зайти в Храм. Сказали: «Пусть еврей зайдет прежде». Тогда предложили Йосефу Мешита зайти в Храм и взять что угодно из Храмовой утвари – по желанию. Йосефу понравилась – не более и не менее – Менора, святой светильник из чистого золота. Не раздумывая долго, взвалил Йосеф Менору на своё плечо и вынес её из Храма. Когда римляне увидели чудесную Менору, сказали: «не подобает невежде и простому человеку пользоваться ей. Она предназначена для царских палат. Зайди заново, и что вынешь на этот раз, будет твоим».
И тут Йосеф спохватился – внезапно осознал он всю мерзость своих дел, и сказал: «Достаточно мне, что я рассердил моего Творца один раз, не хочу продолжать сердить Его». Он не согласился ни на какие уговоры римлян. Разъяренные римляне приказали распиливать его пилой, а Йосеф Мешита кричал во время этой жестокой казни: «Горе мне, разгневавшему своего Творца».
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«