История о группе хасидов, которые решили поехать в Люблин на шаббат, когда читают главу Итро, чтобы прочесть о получении Торы. Они взяли талит и тфилин, завязали свои сумки и наняли телегу. Ехали в возвышенной атмосфере – произносили слова Торы и пели пробуждающие душу песни.
Проезжая мимо местечка Ропшиц, они свернули к раву – праведному раби Нафтали, одному из великих мудрецов среди их друзей, и стали уговаривать его поехать с ними. Он уклонился, сказав, что собирается поехать в другой шаббат, не в этот раз. Но они продолжили уговаривать его, и в итоге он согласился. Подумал про себя: «Своим воодушевлением они вдохновят и меня, и я обрету высокие постижения».
Приехали в Люблин и пошли поприветствовать праведника. Провидец из Люблина принял их с любовью, но в отношении раби из Ропшица, который был одним из его приближенных хасидов, не выказал никакого внимания. Тот удивился, но сам утешил себя: «Разве для того я приехал, чтобы наслаждаться знаками внимания? Я приехал только для получения Торы!»
С нетерпением он ждал, когда начнут читать Тору, хотел услышать о ее получении из уст учителя, подобного ангелу. К своему разочарованию, он не почувствовал никакого ожидаемого вдохновения. Не увидел голосов, не ощутил огня и молний, дыма и факелов, не слышал «голоса Б-жьего в силе, высекающего языки пламени».
На третьей трапезе Провидец из Люблина высказал свой комментарий к словам из Торы: «И будьте готовы к третьему дню, ибо в третий день спустился Б-г на глазах всего народа на гору Синай» (Шмот 19:11). Он пояснил: на первый взгляд, предстояние у горы Синай было настолько волнующим – отряды ангелов спустились вместе со святой Шхиной, семь небосводов раскрылись перед сынами Израиля. Они видели то, что люди обычно слышат, мир наполнился благоуханием, и с каждым речением их души вылетали из тел, а ангелы поддерживали их. Такие откровения великолепной святости неизбежно должны оставить глубокий след в душах и привести к огромному воодушевлению. Но мы видим, что это не так. Евреям понадобилось три дня подготовки. Ведь без подготовки событие не запечатлится, и никакого пробуждения не произойдет. Причем подготовка шла не день и не два – Моше «добавил еще один день по своему разумению» (Шаббат 87 а).
Теперь раби Нафтали из Ропшиц понял, почему Провидец из Люблина так холодно его принял, и почему он сам не испытал достаточного пробуждения при чтении Торы. Ведь он не собирался приезжать и не подготавливал себя за несколько дней, как делал обычно. Он отнял у себя должную подготовку, и у него не осталось сосудов для восприятия впечатлений.
Этот удивительный рассказ объясняет, почему у праздника Шавуот нет четкого времени, обозначенного днями года. Он наступает в конце счета омера и по этой же причине называется «Шавуот» (т. е. недели). Он мог выпасть на пятое, шестое или седьмое Сивана, когда новый месяц освящали по свидетельству очевидцев. Ведь пробуждение при даровании в Шавуот есть обычай бодрствовать всю ночь, произносить «Тикун Лейл Шавуот» и заниматься Торой. Ведь «уменьшение сна» – это одна из необходимых мер для обретения Торы. Известны слова наших мудрецов, что все четырнадцать лет, пока наш праотец Яаков скрывался в ешиве Эвера и занимался там Торой, он не ложился спать, но лишь дремал над книгой и снова с усердием возвращался к учебе. Еще мудрецы говорят: «Арфа висела над кроватью Давида. Когда наступала полночь, северный ветер дул в нее, и она играла сама собой. И тотчас вставали Давид и все ученики, занимавшиеся Торой, прогоняли сон со своих глаз и изучали Тору до восхода солнца, как сказано: «Пробудись, слава моя» для служения Создателю!»
Говорил раби Элиэзер: за все мои дни ни один человек не пришел в бейт-мидраш раньше меня, и не было такого, чтобы я уходил, оставив там кого-либо. Однажды я встал утром и увидел, что дворники и уборщики уже проснулись и занимаются своей работой, выносят навоз на поля. Я сказал себе – написано:
«Если будешь искать его, как серебро, и как сокровища, разыскивать, тогда поймешь трепет перед Б-гом» (Мишлей 2:4). Так разве не будем мы хотя бы такими же, как дворники и уборщики? С тех пор я начал вставать утром еще раньше…
Однако очевидно, что нужно также следить за здоровьем. Наш учитель Хазон Иш говорил:
«Виленский Гаон, благословенна его память, спал по два часа в сутки. Сколько же, в таком случае, спали Равина и рав Аши?» На это он отвечал: «Вполне возможно, что они спали по восемь часов». Охранять природу и беречь здоровье – это такая же заповедь Торы, как и все остальные. Но обо всем, что сверх этого, сказано: «Сон для грешников – хорошо им и хорошо всему миру; для праведников – плохо им и плохо всему миру» (Санедрин 71 б). А тот, кто бездельничает, подобен спящему – даже в ночь Шавуот (Мишна Брура 583:9).