Почему отрывок о назире идет вслед за отрывком о соте? Научить: каждый, кто видит происходящее с сотой, пусть откажется от вина (Сота 2б).
Самоконтроль — еврейское все
Когда муж подозревает жену в измене — это серьезно. Человек может решиться на измену, только если в него «зашел дух глупости». «Кто прелюбодействует с женщиной — лишен разума», написано в Мишлей царя Шломо.
Самоконтроль — еврейское все. Алкоголь лишает человека контроля над собой, отключает определенные рамки. Табу становится дозволенным, запрещенное — доступным.
Рамбам пишет:
«Гневливому человеку стоит вести себя следующим образом — даже если его бьют и проклинают, пусть не чувствует этого совершенно. То же касается и остальных качеств: тому, кто находится в одной крайности, следует взять за правило противоположную крайность в течение долгого времени, вплоть до становления на правильный путь, золотую середину» (Деот, 2:2).
Вообще, крайности — не наш путь. Но когда речь заходит об исправлении качеств, крайность становится способом духовного самоизлечения.
Почему? Почему нельзя отказаться от части нежеланного качества и остановиться посередине? Рав Борух Мордехай Эзрахи отвечает: потому что главная препона на пути исправления — это привычка. Та самая вторая натура, диктующая нам решения, которые кажутся нам аутентичными.
Привычка становится частью нас, меняет систему ценностей и взгляд на мир. Значит, чтобы измениться, нам необходимо научится бороться с привычками.
Знаете ли вы людей, бросивших курить постепенно? Знаете ли вы людей, постепенно начавших вставать раньше утром?
Согласно раву Эзрахи, человек, избавляющийся от привычки постепенно, как будто говорит: «я бросаю. Но только в темпе, который позволит моя привычка». Таким образом, бросая, можно еще сильнее углубить привычку.
Поэтому качество невозможно изменить частично. Реверансы в сторону ненавистной привычки только укрепляют ее, а временный успех — иллюзия.
Почему назир должен полностью отказаться от вина? В чем заключается трагедия одного бокала пару раз в неделю? Очевидно, что такое количество не приведет ни к чему плохому, и, упаси Б-же, тем более не приведет к разврату?
Если человек хочет измениться, он должен меняться без компромиссов с самим собой. Возможно, именно из закона о назире Рамбам взял свое знаменитое правило крайностей.
Потому что иногда именно крайность — единственный путь достичь золотой середины.
Шабат шалом!
Рав Элиэзер Райхман