«А Я проходил мимо тебя, и Я увидел тебя, попранную, в крови твоей, и Я сказал тебе: «В крови твоей живи!» И Я сказал тебе: «В крови твоей живи!». Многочисленной, как травы полевые, Я сделал тебя; ты выросла и стала большой, совершенной и прекрасной… Но была ты нага и непокрыта».
Йехезкель, 16:6-7
Разберем несколько комментариев Раши, касающихся этих таинственных строчек, которые мы всегда читаем в Пасхальной Агаде.
Комментарий на стих 16:6: «В крови твоей живи». Пророк Йехезкель повторяет эти слова дважды, и это указывает нам на то, что они (сыны Израиля) были искуплены кровью пасхальной жертвы и кровью обрезания.
На стих 16:7: «Но была ты нага и непокрыта» — то есть не соблюдала заповеди.
И на стих из книги Шмот, 12:6: «И будет он у вас на хранении…». Говорит рабби Маттия бен Хараш о словах «а Я проходил мимо тебя, и Я увидел тебя…»: это клятва, в которой Бог пообещал Аврааму, что спасет его потомков несмотря на то, что не будет у них еще никаких заслуг за исполнение заповедей, как сказано: «Но была ты нага и непокрыта». И Он дал им (потомкам Авраама) для этой цели две заповеди — кровь пасхальной жертвы и кровь обрезания. Так что они были обрезаны в ту самую ночь, как сказано: «Увидел тебя… в крови твоей».
Для лучшего понимания контекста обсуждаемой цитаты стоит объяснить, что в начале 16 главы своей книги пророк Йехезкель пересказывает историю еврейского народа, а приведенные выше стихи образно сообщают о моменте исхода из Египта.
Бог обращается к сынам Израиля, говоря, что на самом деле они еще не достойны избавления, потому что до того времени не выполнили ни одной заповеди.1 И Всевышний дает им две заповеди, причем обе они связаны с кровью: необходимость совершить особое жертвоприношение — Корбан Песах, и обрезание — брит мила.
Очевидно, выполнив эти заповеди, евреи обретут достаточно заслуг, чтобы хотя бы в малой мере оправдать проявленную к ним Богом милость, заключавшуюся в спасении из рабства.
Почему две заповеди и почему именно эти?
Комментаторы задаются вопросом, почему перед избавлением Всевышний решил передать евреям именно эти две заповеди?2 И почему вообще две — или одной было бы недостаточно? Чтобы прояснить это, прежде всего необходимо оценить, что же такое особенное содержится в этих заповедях.3
Уникальный аспект обнаруживает Сефер а-Хинух: существует значительное количество запретительных заповедей, нарушение которых влечет за собой наказание карет — отсечение души от ее Божественного источника.4 Однако среди них вдруг оказываются и две повелительные заповеди, за несоблюдение которых также полагается карет — это обрезание и пасхальное жертвоприношение. Каково же значение этих двух заповедей и почему именно они — единственные из всех 248 повелительных — наказываются карет?
В отношениях между людьми, таких как, например, брак, порой бывают совершены определенные действия, которые могут нанести вред этим отношениям, однако не приводят к их полному разрушению. Но иногда случаются вещи настолько серьезные, что отношениям действительно может прийти конец.
Точно так же ряд проступков приводит к разрыву отношений между человеком и Богом. И степень причиняемого вреда здесь определяется, среди прочего, серьезностью греха.5 Фактически карет — это нечто, в некоторой мере сравнимое с разводом супругов.6
Конечно, пренебрежение выполнением предписывающей заповеди может повредить отношениям с Всевышним, ведь оно препятствует укреплению с Ним духовной связи. Но все же довольно трудно представить, чтобы к полному разрыву отношений могло привести отсутствие именно позитивных действий. Это объясняет, почему — в целом — за нарушение повелительных заповедей не выносится наказание карет.
Важно, что предписания совершать брит милу и Корбан Песах стоят среди остальных предписывающих заповедей на особом месте.
Чтобы вступить в брак согласно законам Торы, мужчина должен взять на себя обязательство стать единым целым со своей женой. Без этого не может быть настоящих отношений: можно быть бесконечно добрыми и заботливыми по отношению друг к другу, но в глазах Торы такие отношения не считаются заключенным браком, пока не будет совершен специальный свадебный обряд, предписанный Законом.
И точно так же человек должен взять на себя определенное обязательство перед Богом, чтобы установить «официальные», соответствующие Закону отношения с Ним, иначе ничего не получится.7
Заповеди обрезания и пасхального жертвоприношения — это два этапа заключения вечного завета между Всевышним и Его народом.8
Пророк Элияу
Существует и другая связь между этими заповедями. В двух случаях, согласно учению иудаизма, пророк Элияу посещает еврейский народ: во время обрезании и в ночь Пасхального Седера, когда мы вспоминаем о пасхальном жертвоприношении.
Это связано с тем, что когда-то, разгневанный и разочарованный продолжающимся грехопадением еврейского народа, Элияу в сердцах обратился к Богу, говоря, что слишком велик стал грех Израиля, чтобы продолжать с этим мириться.9 Как говорят комментаторы, именно в тот момент Всевышний заповедал пророку присутствовать на каждой церемонии обрезания — чтобы наглядно убеждался: сколько бы евреи ни грешили, они все же соблюдают основной завет между ними и Богом. Точно так же Элияу посещает еврейские дома в ночь Пасхального Седера, чтобы увидеть, как сыны Израиля вспоминают момент своего зарождения как народа.10
При этом у нас все еще остается вопрос, почему необходимо было дать сразу обе эти заповеди, а не ограничиться одной из них? Почему только их объединение позволило евреям обрести свободу?11
Ответ заключается в том, что эти предписания представляют собой разные аспекты одного и того же обязательства.
Сначала заповедь обрезания была дана одному человеку, Аврааму, для его персонального заключения завета со Всевышним. Таким образом, брит мила олицетворяет обязательство каждого индивидуума в его личных отношениях с Богом и всем, что они влекут за собой.
А пасхальная жертва представляет аналогичное обязательство уже от лица всего еврейского народа. Законы принесения этой жертвы подчеркивают важность общественного исполнения заповеди, выделяя ее национальный аспект.
Соответственно, для заключения полноценного завета необходимы были обе его формы: между отдельным человеком и Богом и между человеком как частью единого народа и Богом.
Пик энергии нашего духовного возрождения
Теперь мы можем понять, почему Бог дал эти две заповеди именно во время духовного «рождения» еврейского народа.
В тот момент людям было недостаточно просто выполнить какую-то произвольную заповедь, стараясь «заслужить» избавление – скорее, им нужно было сначала взять на себя ощутимое обязательство поддерживать крепкие отношения с Всевышним, подобно супружеским. И абсолютно неудивительно, что в такой ситуации Бог дал евреям две заповеди, олицетворяющие это самое обязательство: выполняя их, они показали, что действительно стремятся стать для Всевышнего Его избранным народом.
В Песах мы отмечаем очередную годовщину рождения нашего народа. Каждый год на протяжении этого праздника энергия нашего духовного возрождения наиболее сильна.
Брит мила и Корбан Песах учат нас тому, что важно своевременно обновлять свои обязательства в отношениях с Богом: и как отдельным людям, которые стараются развиться и вырасти в своей личной связи с Ним, и как отдельным частям единого народа.
Этот второй вид обязательства зачастую кажется нам совсем не таким очевидным, как первый, а, кроме того, подразумевает соблюдение множества различных требований в отношении к окружающим нас людям. И все же общим знаменателем является то, что эти заповеди требуют от нас чувствовать связь со всеми евреями, независимо от их духовного уровня, и брать на себя ответственность им помогать — как в физической, так и в духовной сферах.
Песах — это самое время задуматься, достаточно ли мы проявляем себя в этой сфере и что мы могли бы улучшить.
Пусть же как можно скорее мы удостоимся стать свидетелями полного избавления нашего народа, каждого из нас, и возвращения в Святой Иерусалим!
Сноски
- Эти стихи также приводятся в Пасхальной Агаде, но в ином порядке, чем в книге пророка Йехезкеля.
- См. Моцей Шалаль Рав, Агада шель Песах, с. 203-205, где описаны некоторые ответы на этот вопрос.
- В основе объяснения лежит учение раввина Узиэля Милевского, бывшего главного раввина Мексики.
- Сефер а-Хинух, заповедь №2. Слово «карет» буквально переводится как «отсечение». Существует множество дискуссий относительно того, что именно этот приговор Небес влечет за собой, но, как следует из самого названия, он включает в себя некую форму потери связи с Богом.
Среди проступков, наказывающихся карет, можно вспомнить, например, нарушение запрета есть хамец в Песах, употребление в пищу определенных (запрещенных) частей животного, а кроме того, различные виды запрещенных интимных связей. Однако следует отметить, что совершивший одно из этих прегрешений из-за недостатка знаний, не подвергается столь строгому наказанию.
- Есть и другие факторы, влияющие на тяжесть наказания. Например, как сказано выше, незнание еврейского закона может смягчить приговор.
- Следует отметить, что в еврейском понимании тшува (более глубокое понятие, чем просто раскаяние) в подавляющем большинстве случаев может полностью исправить совершенную прежде ошибку.
- Конечно, не следует думать, что без этого человек полностью освобождается от выполнения заповедей, но, с духовной точки зрения, для него существуют помехи в процессе достижения духовных целей.
- Берешит, 17:11: «…И будет это знаком завета между Мной и вами»; Шмот, 12:13: «И будет кровь вам знаком…».
- Мелахим I, 19:10, 14.
- Интересно отметить, что среди светских евреев всего мира наиболее распространены как раз две заповеди — это именно брит мила и Пасхальный Седер.
- Шмот, 12:43-51.