На этой неделе мы заканчиваем чтение книги Шмот, второго из пяти разделов Пятикнижия, в котором рассказывалось о становлении еврейского народа как нации, начавшемся после исхода сынов Израиля из Египта. Последние главы этой книги описывают работы по строительству Мишкана и, что наиболее важно, раскрытие в нем Шхины, Божественного Присутствия, по завершению строительных работ.
В самом конце повествования Тора говорит: «И когда поднималось облако над Шатром (Откровения), отправлялись сыны Израиля во все странствия свои».1 Этот, как может показаться на первый взгляд, простой стих поднимает два очень важных вопроса.
Прежде всего, в чем связь между продвижением евреев вперед и Мишканом (Шатром Откровения)? Эта информация кажется более уместной в контексте третьей книги Торы, Ваикра, в которой очень подробно описываются различные перемещения сынов Израиля по пустыне в течение всех 40 лет странствий. Но зачем она дается нам здесь?
Во-вторых, этот стих подразумевает, что движение евреев в сторону Израиля определенно было связано с Божественным Присутствием, периодически покидавшим то место, где Оно обычно находилось. Сказано, что евреи отправлялись в путь, только когда «облако поднималось», причем, независимо от того, сколько времени они провели на своей предыдущей стоянке — день, месяц, или год. Но с чем это связано?
Наши мудрецы находят ответы на оба эти вопроса, рассматривая высшую экзистенциальную природу Творения. Объясняется, что Мишкан — это некая парадигма для всего мира. Какая динамика лежит в основе времени отправления в путь еврейского народа? Один из ответов гласит, что в том, чтобы исполнять волю Всемогущего в то время, когда Божественное Присутствие открыто проявляется в этом мире, нет никакого великого духовного достижения.
Конечная цель нашего существования — подняться над самим собой и соединиться со святостью, даже когда она от нас скрыта (и тем более в этот момент). Мидраш говорит, что Бог желал обрести место, где Он мог бы обитать, которое стало бы для него «домом в нижнем мире». Но разве относительно Всевышнего можно говорить о верхнем или нижнем мире? Ведь и Он Сам, и Его царство — бесконечны.
Теперь мы можем начать понимать, что когда облако, представлявшее Шхину, находилось в среде еврейского народа и таким образом всем евреям был открыт факт Его Присутствия, наш материальный мир переставал быть «нижним». Как только облако Бога поднималось, выходя за пределы стана и возвышаясь над ним, Его Божественный Свет больше не раскрывался людям, и мы могли приступать к духовному исполнению Божественного замысла. А Мишкан наделял еврейский народ силой и способностями приносить в этот мир святость, что и является основной целью творения.
Это чрезвычайно актуальное послание для всех нас и сейчас. Мы пребываем в духовном состоянии изгнания. В нашем мире царит тьма, которая требует от нас всех возможных усилий, даже больших, чем прежде, для изучения Торы и выполнения заповедей. Мы должны понимать, что наша высшая цель, миссия, с которой мы родились — осветить эту тьму светом Торы. Подобно тому, как исчезновение облака Бога у Мишкана становилось знаком для продвижения вперед, так и сегодняшние проблемы и противоречия должны вдохновлять и побуждать нас посвятить себя выполнению порученной нам Богом миссии, которая состоит в том, чтобы с достоинством прожить свое время, приближая начало эпохи Машиаха, времени окончательного Избавления.
Помимо этих недельных глав в ближайший Шабат читается также и Паршат а-Ходеш, последний из четырех отрывков, которые добавляются при чтении недельных глав Торы в период с начала месяца Адар и до Песаха.
В стихах Паршат а-Ходеш Всевышний дает Моше повеление о еврейском календаре, празднике Песах и пасхальной жертве, а так же точно описывает, как выведет сынов Израиля из Египта. Этот отрывок всегда читается в последний Шабат перед Рош Ходеш Нисан, то есть в самом преддверии праздника Песах.
Сноски
- Шмот, 40:36.