«Уверенный в себе бизнесмен с улыбкой вошёл в лабораторию, — писал психолог Стэнли Милгрэм (1933–1984) из Йельского университета. — Через 20 минут он был доведен до нервного срыва: дрожал, заикался, дергал мочку уха, заламывал руки. Один раз он ударил себя кулаком по лбу и пробормотал: «О Б-же, давайте прекратим это». И, тем не менее, он продолжал реагировать на каждое слово экспериментатора и безоговорочно ему повиновался».
Результаты «эксперимента Милгрэма», описанные автором в научной статье «Подчинение: исследование поведения» в 1963 году, потрясли психологов и продолжают широко обсуждаться по сегодняшний день.
Идея проведения этого исследования пришла к Милгрэму в 1961 году, когда организатор геноцида евреев Адольф Эйхман предстал в Израиле перед судом и утверждал, что просто «выполнял приказы, полагаясь на мудрость фюрера». Тогда американский психолог решил выяснить, как далеко может зайти обычный человек в своем повиновении власти.
Милгрэм предложил добровольцам участвовать в эксперименте, который якобы должен был продемонстрировать, как наказание влияет на успехи в обучении, в частности, на память. Один участник становился Учеником, который должен был выучить некие слова, другой — Учителем, проверяющим знания. За ошибочный ответ Учитель наносил Ученику удар током, причем с каждой новой ошибкой напряжение тока повышалось. На самом деле никаких разрядов не было, а Ученика играл актер, который прятался за ширмой.
Несмотря на его требования остановить эксперимент, крики и даже потерю сознания, Учитель продолжал удары током, потому, что сидящий радом экспериментатор успокаивал: «Все в порядке, опасности нет, я беру на себя ответственность». В итоге до 66 % (!) Учителей поднимали напряжение до максимального значения — 450 вольт, несмотря на страдания и протесты Ученика. Авторитета профессора хватало для того, чтобы обычные люди, вовсе не склонные к садизму, пытали незнакомого человека. Эксперимент Милгрэма сразу обрел статус классического, но вскоре был запрещен. Осознав, что они способны пытать людей, Учителя испытывали моральные страдания и могли впасть в депрессию: ведь каждый из них мог стать Эйхманом. По мнению Милгрэма, это исследование доказало готовность нормальных людей творить зло, следуя указаниям авторитетов.
Те, кто изъявили желание принять участие в эксперименте, были самыми обычными людьми, и, как сказал Милгрэм, «они — это мы с вами».
Результаты эксперимента не должны были удивить тех, кто помнил о безропотном подчинении немцев Гитлеру или о массовом психозе в годы культа личности Сталина, который охватил советских людей. В чем причина этого феномена? Во врожденной человеческой податливости, в детском послушании, которое может обернуться послушанием рабов?
Народ жестоковыйный
Евреи всегда знали о свойстве человека уподобляться толпе и подчиняться приказам.
Тора рассказывает нам о том, что во времена поколения Потопа лишь Ной сумел не поддаться влиянию окружения, а во времена строителей Вавилонской башни только Авраам смог уйти от зла. Тора называет Авраама евреем — «иври» — «перешедшим» на другую сторону реки, ушедшим от людей своего поколения.
Не случайно Авраам передал своим потомкам удивительное качество — не идти за толпой, оставаясь меньшинством в большинстве, и не подчиняться приказам бездумно.
Направляясь в страну Ханаанскую, Авраам вышел из города Ур (Берешит, 11:28). Раши рассказывает, что отец Авраама Терах донес царю Нимроду на своего сына Авраама, который не поклоняется идолам. Тогда Нимрод предъявил Аврааму ультиматум: отказаться от веры в единого Б-га или быть брошенным в огонь. Авраам не подчинился Нимроду и был брошен в горнило, но вышел живым из огня! На это указывает название места — Ур — огонь, объясняет Раши.
Мы, потомки Авраама, которых сама Тора называет народом жестоковыйным. С великой преданностью, великим упорством и упрямством мы пронесли Тору, несмотря на тысячелетия преследований, костры инквизиций и огонь войны. Евреи всегда были диссидентами, бесстрашно бросавшими вызов «империям зла».
Величие Авраама было в том, что, преодолевая испытания, он также умел подчиняться Всевышнему. Потому и его потомки проявляли великую готовность слушаться мудрецов Торы…
Зачастую нам кажется, что упрямство является отрицательной чертой человека, а послушание достойно похвалы. В действительности же любая черта характера должна быть правильно использована. В одних ситуациях человек должен проявлять упрямство, которое оказывается целеустремленностью и преданностью, а в других — демонстрировать готовность мудро прислушиваться к советам и указаниям других…
Статья была опубликована в газете «Еврейский Мир» 31 октября 2017 года.