Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Где начинается любовь

Недельная глава Экев (7:12-11:25)

Эта история произошла в те дни, когда в Ливане завершалась израильская кампания 1982 года Мир в Галилее. Тувья Болтон был одним из десяти хасидов, получивших от армии разрешение приехать в Бейрут, чтобы подбодрить солдат и помочь им в том, что касается соблюдения заповедей.

Однажды утром, прямо на рассвете, хасиды подготовили все, что нужно для выполнения заповедей, и стали опрашивать солдат, не хотят ли они наложить тфилин хотя бы на минуту.

В поисках желающих это сделать Тувья увидел очередь из десяти военных джипов с открытым верхом, в каждом из которых сидело по два солдата. Моторы машин были уже заведены. Наслаждаясь прохладой утра, военные ждали приказа выехать на задание.

Он подошел к одному из джипов и обратился к сидящему ближе к нему солдату с вопросом о тфилин.

Парень смотрел прямо перед собой, не реагируя на вопрос, но Тувья ждал ответа. После нескольких секунд молчания солдат повернулся к нему и разразился гневной тирадой (по понятным причинам я приведу ее лишь примерно): «Прочь с моих глаз, религиозный дегенерат! Если ты сейчас же не уберешься, я порву тебя на куски!»

Тувья отлично понял, что ответ крайне отрицательный, но попытался заставить себя улыбнуться и придумать, что бы сказать. Но в это время водитель другого джипа вдруг окликнул его — в голосе слышалась нотка отчаяния:

«Рабби, рабби! Подойди сюда… Я хочу наложить тфилин».

Радуясь возможности покинуть место внезапного конфликта, Тувья направился к третьему джипу в этой очереди.

«Скажите мне, рабби, — с волнением продолжил тот солдат, когда Тувья еще находился от него на значительном расстоянии. — Если… Если я сейчас наложу тфилин, защитит меня Бог?..»

Молодой мужчина явно очень волновался. Вчера он, вероятно, сидел в своем строительном магазине, продавая инструменты, а сегодня уже собирался на передовую.

«Послушай, друг, — заверил его Тувья, идя к нему, — Всевышний защитит тебя в любом случае, вне зависимости от того, наложишь ты тфилин или нет.1 Не волнуйся. Он любит тебя безоговорочно. Но, если взглянуть с другой стороны, то раз Бог защищает тебя бескорыстно, почему бы не ответить Ему тем же и не наложить тфилин?»

Очевидно, солдат, пару минут назад поступивший с ним грубо, услышал этот разговор, потому что, когда Тувья закончил помогать парню, позвавшему его, он крикнул: «Эй, раввин! Подойди!»

При этом он стал закатывать рукав, будто тоже хотел наложить тфилин.

«Чего ты хочешь? Что случилось?» — недоверчиво спросил Тувья.

«А тебе какое дело? — огрызнулся боец. — Я тоже хочу тфилин».

«Серьезно?!»

«Послушай, надевать тфилин, чтобы попасть в рай, это не для меня. Но сделать это без повода… Совсем другое дело!»

Безусловность, которая обусловлена

«И будет, за то, что слушать будете вы законы эти, и хранить их, и исполнять их, то хранить будет Бог, Всесильный твой, для тебя союз и милость, о которых Он поклялся отцам твоим».2

Интересный стих, правда? Звучит скорее загадочно, даже довольно-таки противоречиво.

На первый взгляд кажется, что Тора здесь говорит об отношениях с Богом, обусловленных соблюдением: «за то, что слушать будете вы законы эти». То есть предполагается, что Бог будет хранить союз, только если вы «будете хранить их».

Здесь мы имеем дело с классическим способом взаимодействия, который предполагается между неким божеством и его паствой — по стандартному принципу дающего-берущего, характерного для коммерческих отношений. Однако в нашем конкретном случае человек может быть абсолютно уверен, что Бог выполнит свою часть обязательств не по этому принципу, а безусловно.

Эта система взаимоотношений четко сформулирована в одной из центральных еврейских молитв Шма, Исраэль, текст которой тоже встречается в этой недельной главе Торы, только несколькими страницами позже:

«И вот, если послушаетесь заповедей Моих, которые Я заповедую вам сегодня, чтобы любили вы Бога, Всесильного вашего, и служили Ему всем сердцем вашим и всей душой вашей, то дам Я дождь стране вашей в срок: дождь ранний и дождь поздний, и соберешь ты хлеб твой, и вино твое, и оливковое масло твое, и дам Я траву на поле твоем для скота твоего, и будешь есть и насыщаться.

Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и не сошли вы с пути, и не служили богам чужим, и не поклонялись им, — чтобы не возгорелся гнев Бога на вас, и замкнет Он небеса, и не будет дождя, и земля не даст урожая своего, и исчезнете вы быстро из страны хорошей, которую Бог дает вам».3

Эта договоренность предельно проста и не содержит скрытых подтекстов или оговорок типа «соблюдайте повеления Бога, а в ответ Он будет исполнять ваши желания».

Наши мудрецы учат, что отношения человека с Богом — это несравнимо большее, чем просто бизнес.

Между Всевышним и евреем существует неотъемлемая и безусловная связь, действущая совершенно независимо от обстоятельств. И еврейская история — это многократное живое доказательство того, что такая глубинная связь есть.

Только представьте, что было бы с нами, если бы выживание евреев напрямую было связано с полным соблюдением заповедей или если бы преданность евреев Богу зависела от того, насколько они довольны качеством своей жизни…

Эта неразрывная связь строится на основе Завета и клятвы, ведь и завет, и клятва по своему определению безусловны, а упоминаются они только в те моменты, когда евреи недостаточно соблюдают законы Всевышнего.

Это заставляет нас задуматься о процитированном выше стихе: «И будет, за то, что слушать будете вы законы эти, и хранить их, и исполнять их, то хранить будет Бог, Всесильный твой, для тебя союз и милость, о которых Он поклялся отцам твоим». Оказывается, здесь подразумевается, что наша безусловная связь с Богом обусловлена!

Стремление выбирать

Прежде чем раскрыть секрет этого загадочного стиха, сделаем небольшое вступление.

Говоря «за то, что [слушать будете…]», Тора использует довольно необычное для такого случая ивритское слово — «экев», которое переводится как «пятка». Это слово и стало названием недельной главы, которую оно начинает.

Раши истолковывает этот стих со словом «экев» таким образом: «Если вы будете с должным уважением относиться и к «второстепенным» заповедям, то есть к тем, важность которых люди обычно склонны преуменьшать, как бы «топча пятками», тогда Бог сдержит обещание, которое вам дал».

Фактически Раши здесь говорит о том, что этот стих относится не к «количеству» проявлений служения человека Всевышнему, а к их качеству. Дело в нашем общем отношении к взаимодействию с Богом, а не в ведении подсчетов и прочей бухгалтерии.

А теперь спросите себя: являются ли заповеди нашим способом отплатить Богу за Его отношение к нам?

Может быть, мы совершаем добрые дела, потому что имеем определенный расчет? Делаем это ради здоровья, богатства и счастья?..

Что наши отношения с Богом — это игра в математику или тренинг по экономике? Одно — мне, другое — тебе?..

Придерживаясь подобного взгляда, мы действительно будем «топтать» заповеди «пятками». Соблюдая Тору, будем выбирать то, что, на наш взгляд, более важно, то есть больше «заслуживает вознаграждения».

Но даже если мы выберем все, потому что хотим всего, наше служение Богу в сущности станет средством служения самим себе.

Это не значит, что математика в отношениях с Всевышним не применима. Она тоже работает. Но взгляните на второй абзац молитвы Шма — там все сказано. Приоритет в математике может просто удовлетворять желания человека, но не увлечь его сердце. Расчетливость может приносить деньги, но не любовь.

Настоящая любовь начинается там, где заканчиваются математические уравнения.

Это подводит нас к более глубокому значению стиха: «И будет, за то, что слушать будете вы законы эти, и хранить их, и исполнять их». Как объясняет Раши, говоря о влюбленных, которые пренебрегают математикой и не «топчут» желания друг друга «пятками», — «Бог, Всесильный твой, сохранит для тебя завет и доброту, которые Он поклялся твоим отцам проявлять в отношении их потомков». Он ответит тебе взаимностью!

Мишлей наставляет: «Как (в) воде лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку».4

Наш стих добавляет к этому один существенный нюанс: так к человеку и сердце Всевышнего.5

Сноски

  1. Прим. автора: это не отменяет того факта, что выполнение заповеди о тфилин действительно наделяет его владельца дополнительной защитой в бою. В стихе Торы (Дварим, 28:10) сказано, что, если евреи будут соблюдать законы Бога, то «увидят все народы земли, что имя Бога наречено на тебе, и устрашатся тебя». А Мидраш (Ялкут Шимони) поясняет: это относится к тому, что враги увидят «тфилин на голове».

Кроме того, Рош говорит (Галахот Ктанот, Законы Тфилин, 15), что в заслугу заповеди о тфилин, накладываемых на руку и на голову, солдаты Израиля своими глазами увидят исполнение стиха из прощального благословения Моше еврейскому народу (Дварим, 33:20): «Как лев покоится он и рвет мышцу (руку) [своего врага] и темя (голову)».

И все же, хотя тфилин и способствует дополнительной мере защиты, Бог защищает и любит каждого из нас независимо от того, насколько мы соблюдаем Его правила и надеваем ли тфилин.

  • Дварим, 7:12.
  • Дварим, 11:13-17.
  • Мишлей, 27:19.
  • Осн. на Ликутей Сихот, т. 9, с. 71.

Была ли эта информация полезной?

Да
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому