Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Город Хеврон. История и современность

Город Хеврон

Хеврон (иврит: ‏חֶבְרוֹן‏‎, древнее название – Кирьят-Арба, арабское название – Эль-Халиль) — город на границе между Иудейскими горами и Иудейской пустыней (район Хевронского нагорья), Израиль, Палестинская автономия — один из древнейших городов мира, известный с третьего тысячелетия до новой эры, то есть городу более 4 тысяч лет. Расположен в 30 км южнее Иерусалима на высоте 927 м над уровнем моря. Население около 166 000 палестинских арабов (2006) и 1200 израильтян, проживающих в историческом еврейском квартале и около него.

Хеврон является одним из четырех «священных» городов (наряду с Иерусалимом, Тверией и Цфатом). Хеврон — один из древнейших непрерывно населенных городов мира. Иосиф Флавий, описывая захват Идумеи (см. Эдом) Шимоном Бар-Гиорой в 69 г. н. э. (Война 4:9:7), указывает на то, что Хеврон — самый древний город Эрец-Исраэль («…древнее даже, чем Мемфис в Египте, ибо число его лет определяют в 2300»).

Названия города Хеврон

В Торе многократно указывается, что Хеврон прежде назывался Кирьят Арба и Мамре. Впервые Мамре упоминается как место, где поселился Авраам и где он сделал жертвенник Богу (Берешит, 13:18). Названию Мамре постоянно сопутствует упоминание дубравы или одного дуба, около которого Авраам встретился с тремя ангелами (Берешит,  18). Дуб, согласно традиции, растущий здесь с момента сотворения мира (см. Берешит,  23:2, 23:19; Иехошуа. 15:13 и др.), — так называемый мамрийский дуб.

Тора повествует, что «поставил Авраам шатёр, и пришёл, и поселился в Элоней-Мамре, что в Хевроне, и жил там, и построил жертвенник Всевышнему» (Брейшит, 13, 18); в этом же городе в пещере «Махпела» захоронены праотцы (патриархи) еврейского народа со своими жёнами: Авраам и Сара, их сын Ицхак и Ривка и их внук Яаков и Лея. Согласно комментаторам и мидрашам, там также захоронена пара первых людей – Адам и Хава (книга Зоар описывает, как Авраам случайно оказавшись в этой пещере, обнаружил их захоронения и увидел, что именно здесь находится вход в райский сад – это привело его к решению сделать в Махпеле свой семейный склеп) – и голова другого внука Авраама – Эйсава.

Согласно одному мнению, приведенному в Талмуде, древнее название города Хеврон, упомянутое в Торе – «Кирьят-Арба» (на иврите «Поселение четырёх» – сейчас так называется один из его еврейских пригородов) – обусловлено захоронением в пещере этих четырёх пар. В комментарии на Тору Раши приводит другое мнение, в соответствии с которым, это название связано с населявшими город четырьмя великанами.

Древняя история

После исхода из Египта посланные Моше разведчики начали обход Земли Израиля с места, близкого к городу Хеврона, заселённого в тот период ханаанеями, причём, согласно Талмуду, один из разведчиков – Калев бен Йефуне – пошел туда, чтобы помолиться в пещере праотцов. Такое поведение уберегло его от постигшего других разветчиков греха злословия против Земли Израиля и затем – в период завоевания Страны под руководством ученика и преемника Моисея Иехошуа бин Нун – Калев удостоился изгнать из Хеврона «великанов» и получить город в наследственный удел. Хеврон стал городом левитов и одним из трёх городов-убежищ на Западной стороне р. Иордан (Иехошуа, 15:13–14, 20:7, 21:10–11).

Позже – в эпоху Судей – Хеврон был столицей надела колена Йегуды; отсюда же правил всем народом Давид в первые семь с половиной лет своего царствования до перенесения столицы в Иерусалим (Шемуэйл II, 5).

Город Хеврон остался в составе Иудеи при разделении царства преемников Соломона (Шломо) на северное и южное; после разрушения Первого Храма и Иудейского царства вавилонянами Хеврон перестал быть еврейским городом, но заселялся в период строительства Второго Храма, был вновь отвоёван Хасмонеями; окончательно присоединён царём Гирканом I в конце 2 в. до н. э. (Нех. 11:25; I Макк. 5:65; Древ. 12:8:6):

«Во времена Второго Храма царь Иудеи Ирод (40 – 4-1(?) гг. до н.э.) воздвиг над Пещерой Махпела сооружение для религиозных собраний и молитв. Пещера состоит из огромных каменных блоков (наибольший из них размером 7,5 х 1,4 м). Поверхность стены пещеры напоминает Западную Стену в Иерусалиме (Стену Плача), состоит она из равных выступающих отрезков, придающих ей рельефность. Мощеное покрытие стены относится к периоду правления царя Ирода. В шестом веке со всех четырех сторон были построены галереи. В девятом веке здание кенотафа Йосефа заблокировало центральный вход в пещеру, вход был прорезан с восточной стороны стены. Изучение текстов Августинских Канонов способствовало обнаружению строений пещеры Махпела, датированных 1119 годом, под мостовыми иродианского периода.» (источник: http://world.lib.ru/g/genis_d_e/machpelapesheraisrael.shtml).

После иудейских войн, великого восстания, разрушения Второго Храма и подавления восстания Бар-Кохбы римлянами Хеврон и пещера праотцов (как и Страна Израиля) уходят из-под контроля евреев почти на два тысячелетия. Тем не менее, значение и святость этого места осознавалась всеми господствовавшими здесь народами, и оно прочно увязывалось в их сознании и культуре с именем Авраама. Так в римский период Хеврон назывался Аврамиус и был небольшим городом, но уже в византийский период начался его подъем как торгового центра.

Средневековье

Эпоха Средних веков стала периодом многочисленных, но, как правило, безуспешных попыток евреев вернуться в свою страну к своим святыням, в том числе и в Хеврон с пещерой праотцов. Например, еврейская община приняли участие в боях за освобождение Хеврона от византийской армии с приходом персов в 614 г. Однако в 629 г. византийцам удалось снова отбить у персов город. В последовавшем за этим жестоком погроме погибла почти треть общины. В 638 году город завоевали мусульмане.

Как указывается в Краткой еврейской энциклопедии (КЕЭ, том 9, кол. 747–752), в 7 в. при арабском вторжении в Эрец-Исраэль Хеврон стал называться Халил ал-Рахман – по-арабски «друг Бога» — принятое в исламе обозначение Авраама; на иврите название Хеврона тоже является однокоренным со словом «хавер» – друг. Кроме того, мусульмане называли это место по имени Авраама (по-арабски — Ибрахим), в Коране — Меджид Ибрахим (по-арабски — «молельня Авраама») или Хабрун (по-арабски — «цветущий город»).

Ранний арабский период (638–1110) связан с возобновлением присутствия в Хевроне еврейской общины и ее активной деятельности, о чем свидетельствуют многочисленные работы историков, а также документы и иллюстрации, обнаруженные в генизах. Халиф Омар Ибн Ал-Хаттаб разрешил евреям построить синагогу возле пещеры Махпела. В 1100 г. Хеврон был завоеван крестоносцами. Евреи и мусульмане были изгнаны из города, мечеть и синагога были переделаны под церковь и монастырь, а город стал называться Кастеллум (на латинском «крепость») или Президиум ад санктум Авраам (на латинском языке — «пребывание святого Авраама»).

Посещавшие Хеврон в этот период Яаков бен Натаниэль (середина 12 в.), Рамбам (в 1166 г.) и Птахия из Регенсбурга (1176) не отмечают еврейского присутствия в Хевроне; Биньямин из Туделы (2-я половина 12 в.) упоминает о проживании в Хевроне одного еврея. В 1187 г. крестоносцы были изгнаны из Хеврона мусульманским правителем Салах ад-Дином; возведенная над пещерой праотцов церковь была превращена в мечеть. Хотя при нем евреям и разрешено было селиться в Хевроне, посетивший Эрец-Исраэль рабби Шмуэль бар Шимшон (1209) не упоминает о евреях в Хевроне. Мамлюкское завоевание Страны Израиля привело к прекращению доступа не мусульман к гробнице патриархов.

Как указывается в Краткой еврейской энциклопедии, «В византийскую эпоху евреям позволялось молиться в строении над Махпелой; христиане входили через одни ворота, евреи – через другие. Завоевав страну, арабы поручили евреям в благодарность за их поддержку надзор за пещерой. Многие евреи желали, чтобы после смерти их похоронили вблизи Махпелы. Мамлюкский султан Бейбарс I запретил в 1267 г. евреям и христианам вход в пещеру, хотя евреям было дозволено подниматься на пять, а позднее – на семь ступеней по внешней стороне восточной стены и опускать записки с просьбами к Богу в отверстие в стене возле четвертой ступени; это отверстие, проходящее через всю толщу стены (2,25 м) и ведущее внутрь пещер под полом строения, впервые упоминается в 1521 г. и, по всей видимости, было проделано по просьбе евреев Хеврона по уплате ими значительной денежной суммы» (КЕЭ, 5:178-179).

Новое время

Перелом в положении евреев Хеврона произошел в период османского владычества (1517–1917). В 16 в. в Хевроне поселились еврейские изгнанники из Испании. Еврейский квартал пользовался широкой внутренней автономией, и со временем он превратился в гетто, его контакты с внешним миром были незначительными, хотя большая часть населения постоянно зависела от помощи, получаемой в виде пожертвований от евреев Эрец-Исраэль или собираемой хевронскими посланцами (см. Посланцы Эрец-Исраэль) в других странах. В середине 17 в. община была мала и бедна, полностью зависела от халукки (пожертвования еврейских диаспор в пользу евреев Страны Израиля), из которой Хеврону доставалась малая часть (одна восьмая). Образование благотворительного фонда Ихац (назван по первым буквам названий городов: Иерусалим, Хеврон и Цфат) не улучшило тяжелого экономического положения евреев Хеврона, главной проблемой был огромный долг общины Хеврона, постоянно возраставший в результате различных декретов турецких властей.

Несмотря на экономические трудности, эпидемии и стихийные бедствия, духовная жизнь в еврейской общине Хеврона продолжалась. В конце 16 в. – начале 17 в. в Хеврон переселились из Цфата некоторые крупные каббалисты, среди которых наиболее известен ученик Моше Кордоверо Элияху де Видас (1518–92), автор книги «Решит хохма» («Начало мудрости», 1575). Увлечение каббалой и мистикой оказало большое влияние на духовную жизнь общины Хеврона, придав ей значительный аскетизм.

Большая алия хасидов в 1777 году привела поначалу к заселению севера страны, но уже в первой половине 19 века Хеврон превращается в центр поселенческого движения любавических хасидов (Хабад) на святой земле. Арабы не жаловали и «местных» евреев, а к появлению хабадников отнеслись с небывалой враждебностью. Непрекращающиеся преследования и погромы сплотили обе хевронские общины евреев — сефардскую и ашкеназийскую. В отличие от других городов, в Хевроне обе общины жили в мире друг с другом, хотя и сохраняли автономию. В 1865 году главой сефардской общины стал раби Элияу Мани. Он организовал репатриацию десятков семей из Ирака, создал для них синагогу и другие общинные здания и учереждения. Он пытался выкупить у арабов старую (времён крестоносцев) крепость и превратить её в синагогу при пещере «Махпела». Эта инициатива встретила яростное сопротивление арабов и, как это не раз повторялось, послужила поводом к погрому и волне грабежей. Рав Мани был вынужден ограничиться строительством синагоги для каббалистов «Бет-Эль». Он открыл общественную библиотеку, пытался при помощи благотворительных фондов Моше Монтифиоре основать в окрестностях Хеврона еврейские сельскохозяйственные поселения. Хасидской общине также удалось построить две синагоги, несмотря на противодействие арабов и шантаж турецких властей.

Нападки на собственность еврейской общины продолжались вплоть до кровавого погрома 1929 года, когда при демонстративном невмешательстве английских солдат и полицейских, арабские погромщики убили 67 и ранили сотни евреев. Британские власти под предлогом того, что они не в состоянии обеспечить безопасность общины, вывезли уцелевших евреев из города, и тем самым положили конец еврейской общине, непрерывно существовавшей в городе около 3000 лет; ими же была пресечена попытка евреев вернуться в 1936 г (источник: портал «Зов Сиона»).

Современность

В период 1929 – 1967 гг., то есть с кровавого арабского погрома до бескровного освобождения Хеврона в ходе Шестидневной войны, еврейского присутствия в городе практически не было и Меарат ха-махпела функционировала исключительно как мечеть и святое место Ислама. С лета 1967 г. по настоящее время израильские силы безопасности обеспечивают доступ к святыням для представителей любой национальности и конфессии, а в городе поддерживается еврейское присутствие и изучение Торы. Сейчас 80 % территории Хеврона находится под контролем Палестинской национальной администрации, 20 % — под контролем израильской армии.

В мае 1968 г. группа молодежи — члены сионистского национально-религиозного движения Гуш Эмуним во главе с раввином М. Левингером (родился в 1935 г.) — поселилась в гостинице в Хевроне, но вскоре была переведена израильской военной администрацией в здание военной комендатуры, где к ним присоединились двадцать учащихся иешивы «Ор Эцион». Поселенцы требовали предоставления им права вселиться в принадлежавшие евреям дома, но муниципалитет Хеврона возражал; в качестве компромисса израильское правительство начало строить новый еврейский жилой массив к северо-востоку от Хеврона (ныне Кирьят-Арба). Первые 105 единиц жилья были готовы осенью 1972 г.

После террористического нападения в мае 1980, при котором шесть евреев, возвращающихся с молитвы на гробницы патриархов были убиты и 20 ранены, правительство под руководством Менахема Бегина согласилось на ремонт Бейт-Хадасса, а также разрешило евреям переехать в смежные здания Бейт-Хасон и Бейт-Шнеерсон в старом еврейском квартале. Дополнительный этаж был построен на Бейт-Хадасса, и 11 семей переехали в течение 1986 За следующие два десятилетия многие другие принадлежащие евреям здания в Хевроне были отремонтированы и восстановлены.

Позже еврейское присутствие в Хевроне сосредоточилось также близ восстановленной синагоги «Авраhам Авину», в «Бейт-Романо» и в Рамат-Ишай (Тель-Румейда), таким образом в Хевроне образовались три еврейских квартала. Еврейская община Хеврона растет крайне медленно, несмотря на множество желающих поселиться в городе, что связано с причинами политического характера.

В 1994 г. врач Барух Гольдштейн вошёл в Пещеру Патриархов с заряженным автоматом в то время, когда там молились мусульмане, и начал стрелять в молящихся. В результате погибли 29 человек и десятки были ранены. Барух Гольдштейн был растерзан толпой, а созданная израильскими властями комиссия признала его поступок преднамеренным и необоснованным убийством. Тем не менее, есть сведения, что молящиеся арабы готовились к вооруженному нападению на еврейский квартал Хеврона, чему Б. Гольдштейн помешал.

В феврале 2010 г. правительство премьер-министра Израиля Биньямин Нетаньяху приняло решение о включении Пещеры праотцев в Хевроне и Гробницы праматери Рахели в Бейт-Лехеме в число объектов национального наследия с тем, чтобы законодательно оформить выделение бюджета на их капитальный ремонт. В ответ в конце октября 2010 г. ЮНЕСКО приняла пять антиизраильских резолюций, потребовав от Израиля, в частности, исключить Пещеру Праотцов из списка объектов еврейского наследия; еврейское наследие Хеврона ЮНЕСКО игнорирует (источник: энциклопедия «Ежевика»).

Была ли эта информация полезной?

Да (3)
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому