Даниэль (דניאל) — величайший праведник и провидец.
Потомок царя Давида (Санхедрин 93б; Зоар 3, 146а).
История Даниэля
Среди плененных детей
В 3319 году /441 г. до н. э./ вавилонский царь Невухаднецар, покоривший Иерусалим, увел в плен царя Йеоякима, а также нескольких юношей царского рода, среди которых был пятнадцатилетний Даниэль[1]. В плену его стали называть вавилонским именем Белтшацар[2].
В течение трех лет пленных юношей обучали языку вавилонян и различным наукам, чтобы впоследствии они смогли служить при дворе[3]. Даниэль отказался употреблять в пищу яства с царского стола, которые им доставляли, и ел только овощи, а пил только воду — и также питались три его друга: Хананья, Мишаэль и Азарья[4].
И именно эти четыре друга оказались наиболее знающими и смышлёными, а Даниэль к тому же обладал способностью толковать сны, — и они были взяты в свиту Невухаднецара. Царь часто обращался к ним за советами и убеждался, что они превосходят мудростью всех его ученых и жрецов[5].
Даниэль прославился в качестве мудрого и справедливого судьи. В 3330 году /430 г. до н. э./ он избавил от смерти молодую замужнюю женщину по имени Шушана, которую попытались соблазнить два старых судьи, пригрозившие ей, что, если она им откажет, они засвидетельствуют в суде, будто она изменила своему мужу с неким юношей. А за супружескую измену полагалась смертная казнь. Шушана им отказала, и они обратились в суд. Дело дошло до Даниэля, и с помощью своей прозорливости он сумел изобличить двух «почтенных» лжесвидетелей[6].
Даниэль много занимался делами благотворительности — помогал бедным и устраивал свадьбы неимущих невест[7].
Сны Невухаднецара и их разгадка
В 3340 году /420 г. до н. э./, через два года после разрушения Иерусалимского Храма, Невухаднецар увидел сон, который его очень встревожил, — но по пробуждении он забыл содержание сна, и никто не мог его восстановить и разгадать. Разгневанный царь повелел изрубить на куски всех своих советников и толкователей снов. Угроза нависла и над Даниэлем — и тогда Творец открыл ему разгадку вещего сна. Даниэль напомнил царю, что тот видел во сне «огромного идола, …голова которого была из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди, голени — из железа, а ступни — частью из железа, а частью — из глины»[8]. По словам Даниэля, четыре части этого идола символизировали четыре царства, которые будут править миром на протяжении истории и подчинят себе сыновей Израиля, и первое из этих четырех царств — Вавилон. Поэтому-то Даниэль и сказал Невухаднецару: «Ты сам — голова из золота»[9].
При этом Даниэль подчеркнул, что узнал содержание и разгадку сна от «Б-га, открывающего тайны»[10]. И он напомнил царю, что в конце сновидения тот видел огромный камень, который разбил идола, а затем «превратился в большую гору и заполнил всю землю»[11]. В конце дней, — пояснил Даниэль, — «Б-г небесный установит такое царство, которое никогда не разрушится. …Оно разобьет и уничтожит все эти царства, а само будет стоять вечно»[12].
Невухаднецар, вспомнивший благодаря Даниэлю содержание своего сна во всех мельчайших подробностях, поклонился ему до земли и провозгласил: «Воистину ваш Б-г — Он Б-г богов и Властелин царей, знающий всё сокровенное, раз уж ты сумел раскрыть эту тайну». Царь назначил Даниэля своим главным визирем, а затем, по совету Даниэля, сделал его друзей — Хананью, Мишаэля и Азарью (в Вавилоне их называли Шадрах, Мейшах и Аведа) — своими министрами, управляющими страной[13].
Вскоре Невухаднецар вновь увидел сон, напугавший его не менее первого. На этот раз ему приснилось огромное дерево, достигающее кроной небес. Но вдруг ангел-разрушитель повелел срубить это дерево, оставив лишь его корень. «Сердце человеческое да будет отнято у него, — произнес ангел, — и сердце звериное пусть будет ему дано, и пусть семь лет пройдут над ним». И когда царь рассказал свой сон Даниэлю, тот, смутившись, долго молчал, не решаясь раскрыть смысл сна, но затем сказал: «Господин мой, врагам бы твоим — этот сон, а его разгадку — тем, кто тебя ненавидит». Даниэль пояснил, что дерево, которое будет срублено под корень, — это сам царь. «Таков приговор Всевышнего, который настигнет моего господина, царя, — предрек Даниэль. — И будешь ты удален от людей, и со зверями полевыми будет жилье твое, и травой, подобно быкам, будут кормить тебя. …И семь лет пройдут над тобой, пока ты поймешь, что Всевышний властвует над царством людским, и кому хочет, его отдает»[14].
Даниэль посоветовал царю попытаться искупить свои грехи делами милосердия, поддерживая еврейских изгнанников, многие из которых буквально умирали от голода, — и тогда, возможно, исполнение приговора будет отложено[15].
В течение года царь следовал совету Даниэля, но затем перестал помогать еврейским беднякам, — и предопределение сразу осуществилось[16]. Царь потерял рассудок, и в течение семи лет он «был удален от людей и ел траву, как быки» — за это время его тело поросло волосами, а «ногти у него стали, как когти птиц»[17]. Это было наказанием за то, что он разрушил Храм, который строился в течение семи лет[18].
Пророческие сны Даниэля
В 3364 году /396 г. до н. э./, после смерти Невухаднецара, во главе империи встал его сын Эвиль-Меродах, правивший страной еще в течение тех семи лет, когда его отец был лишен рассудка[19]. А в 3386 году /374 г. до н. э./ воцарился сын Эвиль-Меродаха — Белшацар[20]. В тот год Даниэль увидел пророческий сон, в котором ему были показаны четыре зверя: лев с орлиными крыльями, медведь, крылатый леопард и «четвертый зверь — страшный и ужасный, могучий, с большими железными зубами, пожирающий и дробящий, …непохожий на всех тех зверей, которые были до него». И ангел, явившийся во сне, объяснил Даниэлю, что показанные ему «звери» символизируют те самые «четыре царства», которые на протяжении истории будут властвовать над народом Израиля. А «четвертый зверь» будет властвовать до конца времен, а затем установится власть потомка Давида, о котором Даниэль сказал так: «Увидел я в ночном видении: вот, будто вместе с небесными облаками, пришел человек, …и дана была ему (Б-гом) власть и почести, и царство»[21].
Два года спустя Даниэль увидел пророческий сон, в котором было прояснено многое из показанного ему прежде. В этом сне он увидел «как баран бьет рогами на запад, на север и на юг, и никакие звери не могут устоять перед ним»[22], и ему было объяснено: «Двурогий баран, которого ты видел, — это цари Персии и Мидии» (8:20). Из этого Даниэль понял, что в будущем империя вавилонян сменится царством персов.
В том же сне он увидел, как «с запада идет козел по всей земле, …и рог возвышается между его глазами». «И увидел я, — записал Даниэль свой сон, — как приблизился он к барану и яростно напал на него, …и сломал оба рога его. И не было у барана сил устоять перед ним — и свалил тот его на землю, и растоптал его, и не было никого, кто спас бы от него барана»[23]. Даниэлю было объяснено, что «козел — это царство Греции, а большой рог, который между глаз у него, — это первый царь»[24], т.е. создатель новой великой империи Александр Македонский, одолевший Персию[25]. Таким образом, ему было открыто и «третье царство».
И, наконец, Даниэль увидел «наглого царя» — правителя Рима, который в будущем «станет губить …народ святых» и «восстанет против Владыки владык», — но в конце времен он «будет сломлен». А затем Даниэля предупредили: «Скрой это видение, потому что оно — на дальние времена»[26].
После этого видения, в котором ему была показана вся трагическая история народа Израиля, Даниэль «изнемог и болел несколько дней»[27].
Загадочные письмена и их разгадка
В 3389 году /371 г. до н. э./, в дни войны Вавилона против Мидии и Персии, царь Белшацар устроил пир, на который приказал вынести золотые и серебряные сосуды Иерусалимского Храма, и из них пили вино[28]. Белшацар знал пророчество Ирмии: «Когда исполнится семьдесят лет Вавилону, вспомню Я о вас и вспомню для вас доброе Мое обещания о возвращении вас на это место (т.е. на Святую землю)»[29] — и он, решив, что это предсказание не сбылось, устроил праздничный пир. Ведь Невухаднецар правил сорок пять лет, Эвиль-Меродах — двадцать три года и сам Белшацар — уже два, всего — семьдесят, а значит, предсказанное пророком крушение Вавилона уже не состоится[30]. И вдруг Белшацар увидел кисть человеческой руки, начертавшую на выбеленной стене дворца некие загадочные письмена. В страхе царь повелел привести Даниэля, который не участвовал в пире. Даниэль упрекнул Белшацара в том, что тот восстал против Б-га, осквернив сосуды из Его Храма. А затем он расшифровал загадочную надпись: правление вавилонян завершено, а их царство будет разделено между Мидией и Персией[31].
Даниэль во время правления Дарьявеша
В ту же ночь Белшацар пал от руки одного из своих сановников, а затем город Вавилон был внезапно атакован объединенным войском персов и мидийцев. В Вавилоне воцарился царь Мидии Дарьявеш (Дарий), назначивший в помощь себе трех верховных визирей, одним из которых стал Даниэль[32]. А затем, увидев, насколько Даниэль превосходит остальных сановников мудростью и силой духа, Дарий решил назначить его единым правителем. Тогда другие сановники уговорили царя издать указ, согласно которому запрещалось под страхом смерти обращаться с молитвой к кому-нибудь, кроме самого Дария, а затем они донесли царю, что Даниэль трижды в день молится Б-гу евреев, повернувшись лицом в сторону Иерусалима. Царь попытался спасти своего советника, но его убедили, что «любой запрет и указ, утвержденный царем нельзя отменить» — а иначе в стране воцарится безвластие. Даниэля бросили в яму со львами, но звери не причинили ему вреда[33]. Более того, свирепые хищники трепетали перед ним, как овцы, ибо «на его лице был отражен лик Творца»[34]. Но сановники утверждали, что львы не нападают на Даниэля потому, что чересчур сыты[35]. Тогда по приказу царя Даниэль был поднят из ямы, а вместо него туда бросили всех сановников, составивших против него заговор, и львы мгновенно разорвали их на куски[36].
Царь Кореш и возобновление строительства Храма
В тот год, изучая по свиткам пророчества Ирмии, Даниэль понял, что предреченные семьдесят лет следует отсчитывать не от года воцарения Невухаднецара, когда Вавилон впервые покорил Йеуду, а от года разрушения Храма — через семьдесят лет после этого будет возведен новый Храм[37].
Еще в году правления Невухаднецара Даниэль предсказал одному из слуг царя, персиянину Корешу (Киру), что в будущем тот воцарится над всей огромной империей. Впоследствии Кореш стал царем Персии и женился на дочери царя Мидии Дария[38]. А когда в первый же год после победы персов и мидийцев над Вавилоном царь Дарий смертельно заболел, власть над империей перешла к его зятю Корешу. В 3390 году /370 г. до н. э./, Кореш, с благодарностью помнивший о предсказании Даниэля, разрешил евреям вернуться в Иерусалим и отстроить Храм[39].
К тому времени Даниэль, пребывавший уже в преклонном возрасте, отошел от дворцовой службы[40]. Воспользовавшись разрешением царя, он вместе с большой группой учеников отправился в Землю Израиля[41].
Возвращение в Персию
Но позднее, когда строительство Храма было приостановлено, Даниэль возвратился в Персию, где жило тогда большинство еврейских изгнанников, и поселился в городе Шушан (Сузы), расположенном на одном из притоков Тигра. В 3392 году /368 г. до н. э./, на 24 день месяца нисан, Даниэль вновь увидел ангела, который открыл ему, что произойдет в последний период истории, когда «мудрые будут сиять, как сияют небеса, а ведущие многих по пути справедливости — как звезды, во веки веков»[42]. Ангел также сообщил Даниэлю цифровые коды, с помощью которых можно высчитать срок последнего избавления[43], но предупредил, что и «среди мудрых будут такие, которые ошибутся в исчислении, …ибо срок еще не пришел»[44]. «Ты же, Даниэль, — повелел ангел, — скрой эти слова и запечатай эту книгу до конца срока»[45]. В мидраше указано, что срок последнего избавления был сообщен только двум людям — праотцу Яакову и Даниэлю[46].
Даниэль погребен в городе Шушан[47].
Книга Даниэль
Книга, в которую вошли его прозрения и предсказания, была записана мудрецами Великого Собрания[48].
Даниэль не считается пророком, так как не было никакого пророчества, с которым бы он был послан к народу Израиля[49].
Попытки высчитать коды Даниэля
На протяжении веков многие выдающиеся мудрецы, среди которых были Рамбан, р. Хаим Ибн Атар (Ор ахаим) и Мальбим, пытались высчитать по кодам Даниэля срок конечного избавления (см. например, в кн. «Еврейские мудрецы» с. 337-338). Вместе с тем, некоторые знатоки сокровенного учения полагают, что даже Даниэль, в книге которого закодирован срок конечного избавления, сам не знал этого срока, ведь ему было сказано[50]: «Иди, Даниэль, ибо скрыты и запечатаны речи эти до конца срока» — и лишь когда эти события произойдут, станет ясно, как именно они были зашифрованы в книге Даниэля[51].
[1] Даниэль 1:1-6, Ибн Эзра и Мальбим; Седер адорот.
[2] Даниэль 1:7.
[3] там же 1:4-5.
[4] там же 1:8-16.
[5] там же 1:17-20.
[6] Седер адорот.
[7] Авот дераби Натан 4:5.
[8] Даниэль 2:1-33, Раши; Седер адорот.
[9] Даниэль 2:36-40.
[10] там же 2:28.
[11] 2:34-35.
[12] 2:44.
[13] 2:46-49.
[14] 4:1-23.
[15] 4:24, Раши; Мидрешей корот амейну 1, 36.
[16] Сота 21а, Раши; Мальбим, Даниэль 4:24.
[17] Даниэль 4:26-30.
[18] Раши, Даниэль 4:22.
[19] II Мелахим 25:27; Ваикра раба 18:2; Седер адорот.
[20] Седер олам раба 28; Седер адорот.
[21] Даниэль 7:1-27.
[22] там же 8:4.
[23] 8:5-8.
[24] 8:21.
[25] Раши, там же.
[26] 8:23-26, Раши.
[27] 8:27.
[28] 5:1-4, Раши; Седер адорот.
[29] Ирмия 29:10.
[30] Мегила 11б.
[31] Даниэль 5:5-28.
[32] Даниэль 6:1-3; Сефер Йосифон 3; Седер адорот.
[33] Даниэль 6:4-23.
[34] Зоар 2, 125б.
[35] Шохер тов 64.
[36] Даниэль 6:24-25.
[37] 9:1-2, Раши.
[38] Мидраш Паним ахерим 2, 1; Мидрешей корот амейну 1, 36-37.
[39] Седер адорот.
[40] Даниэль 1:21, 6:29, Раши и Мецудат Давид; см. Сефер Йосифон 3.
[41] Шир аширим раба 5:4.
[42] Даниэль 10:1-12:3; Седер адорот.
[43] Даниэль 12:7, 12:11-13.
[44] 11:35.
[45] 12:4.
[46] Шохер тов 31:7.
[47] Седер адорот 3390.
[48] Бава батра 15а.
[49] Мегила 3а, Раши; Зоар 3, 146а.
[50] Даниэль 12:9.
[51] р. Бахье, Бемидбар 24:14; см. Ибн Эзра, Даниэль 8:25.