Вопрос:
Вопрос чисто пуримский.
Почему мы говорим: «да сотрется имя Амана», а с другой стороны, мы всё время и каждый год Амана вспоминаем. «Помни, что тебе сделал Амалек» (прапрадед Амана). Может, о праправнуке, т.е. Амане, говорить не нужно? Не противоречие ли это, что мы мешаем стереться памяти об Амане, или должна уничтожиться его душа? А можно уничтожить душу, — в ней Б-ная искра?
Z., Бруклин
Ответ
Уважаемый Z.!
Задам дополнительный вопрос, ответ на который поможет ответить и на Ваш вопрос.
Тора говорит (Дварим 25, 19): «…сотри память об Амалеке из поднебесной, не забудь». Противоречие в этом стихе бросается в глаза — сначала говорится «сотри память об Амалеке», это означает, что мы должны забыть Амалека, а сразу после этого говорится «не забудь». Ответ на этот вопрос содержится в словах Раши, который объясняет: стереть память об Амалеке значит уничтожить даже принадлежащий ему скот, «чтобы не упоминалось имя Амалека даже в связи со скотиной». Из слов Раши мы делаем вывод, что нет обязанности забыть, что сделал нам Амалек в прошлом. Наша задача — чтобы не осталось в окружающем нас мире чего-либо, связанного с Амалеком, несущего в себе память о нём, в том числе, его идеологии.
Более того, чем больше мы будем напоминать себе, какие зверства творил Амалек в отношении еврейского народа, тем больше будет наше желание уничтожить память о нём и, тем самым, приблизить исполнение заповеди об уничтожении Амалека.
То же самое — в отношении Амана. Упоминая его коварные замыслы, мы приближаем исполнение заповеди об уничтожении Амалека.
Этот ответ был опубликован на сайте toldot.ru