Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Евреи и кофе — непростая история

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Кофе как напиток появился сотни лет назад. Сначала его оценили на территории Эфиопского нагорья, а оттуда он начал распространяться на восток — вплоть до Аравийского полуострова. И только примерно в 15 веке обжаренные кофейные зерна и напиток, приготовленный из них, получили более широкие признание и рекламу.

В то время кофе не варили дома, это делали в кофейнях, которые стали возникать повсюду. К 17 веку ароматный горьковатый напиток добрался до Европы и Нового Света и везде был оценен по достоинству.

Евреи активно участвовали в торговле новым популярным продуктом. Интересно, что, по мнению некоторых историков, кофе впервые был представлен в Англии евреем по имени Джейкоб, который открыл кофейню в Оксфорде в 1650 году.1

Этот напиток был настолько тесно связан с нашим народом, что главный раввин Египта Авраам бен Давид Ицхаки (1661–1729) называл его «еврейским».2

Однако вместе с распространением кофе появилось и множество галахических вопросов, связанных с ним.

«Приготовлено евреями»

Самое первое документальное упоминание о кофе, похоже, относится к реплике ведущего раввина Египта, а потом Цфата (Израиль) рабби Давида ибн Зимра (Радбаз, ок. 1479–1589).

Существует галахический принцип, согласно которому евреи могут есть только пищу, приготовленную другими евреями. Он известен как «бишуль Исраэль» или «еврейская варка». Это не относится к продуктам, которые обычно едят сырыми, и тем блюдам, что «не подходят для королевского стола».

В этой связи возник вопрос, является ли кофе «королевским» напитком и, следовательно, считается ли кошерным только в том случае, если его приготовит еврей?

Радбаз начинает свой ответ3 с того что, исследовав кофе, он пришел к следующему выводу: этот напиток действительно подавали к столу королей и министров, при этом зерна кофе никогда не употребляли в сыром виде. Его вердикт был таким: закон бишуль Исраэль не распространяется на кофе.

Этот же вопрос обсуждали раввины последующих поколений. Большинство из них согласилось с Радбазом. Один из основных аргументов заключался в том, что напиток состоит из воды и не является пищей.4 Впрочем, были и такие, кто устрожали и воздерживались от употребления кофе, сваренного неевреем.5

Какое благословение подходит?

По логике вещей возникает и другой вопрос.

Как правило, если кто-то варит фрукты или овощи в жидкости, на нее следует сказать такое же благословение, как и на сами плоды. А поскольку кофейные зерна растут на дереве, возникает вопрос: следует ли перед употреблением кофе произносить благословение Борэ при а-эц (на плод дерева), как это делается перед тем, как съесть такой плод.

В конечном счете было постановлено, что благословение на кофе все же Шеаколь («создавший все»). Одна из причин этого заключается в том, что вышеупомянутое правило применяется только тогда, когда плоды готовят с намерением употребить их вместе с жидкостью, как, например, фруктовый компот или овощной суп.

Что касается кофе, то этот напиток никогда не употребляется вместе с кофейными зернами, а потому становится отдельным напитком со своим благословением.6

Благословение после горячего напитка

Хотя перед едой или питьем мы произносим благословение, независимо от того, каким будет их объем, все меняется, когда приходит время сказать благословение после еды (браха ахрона). Чтобы его произнести, надо съесть или выпить определенное количество еды или напитка в течение определенного периода времени.

Когда дело касается еды, как правило, это не слишком сложно рассчитать, поскольку браха ахрона произносится, если съеденная пища была размером не менее, чем с оливку, и на употребление этого объема ушло не больше 3-4 минут.

Но в вопросе с напитками, по мнению многих мудрецов, рамки более расплывчатые. Объем необходимого минимума составляет ревиит (примерно 87мл), а выпить его нужно за обычное для употребления такого количества жидкости время (30 секунд или даже меньше). Следовательно, когда речь идет о горячих напитках, например, кофе, который обычно пьют медленно,7 могут возникнуть трудности.

Некоторые считают, что, если вы просто сделали глоток горячего напитка и не выпили ревиит в очень короткий промежуток времени, то и благословение после этого произносить не следует.8

Другие предлагают решить проблему иначе, оставив последние минимум 87мл кофе в чашке и, как только он немного остынет, выпить этот объем за один раз.9

Есть и другое известное мнение. С точки зрения благословения после питья, к жидкости применяются те же правила, что и к твердой пище. Так что, если вы выпьете необходимое количество кофе за 3-4 минуты, то будет необходимо произнести и браха ахрона.10

В кофейнях с неевреями

По мере распространения кофе и кофеен, возникла еще одна проблема.

Многие раввины в разные времена запрещали пить пиво и другие алкогольные напитки в местах, часто посещаемых неевреями (например, в обычных барах или нееврейских домах), опасаясь, что это может привести к смешанным бракам.

Но распространяется ли это постановление и на обычную кофейню?

В конечном счете, многие галахические авторитеты проявляют снисходительность по нескольким причинам, включая аргумент о том, что этот запрет распространяется только на опьяняющие вещества.11 Однако они предупреждают, что по-настоящему благочестивый человек не должен посещать нееврейские кофейни, по крайней мере, регулярно.12

Приготовление кофе в Шабат

С появлением кофе, который можно приготовить дома, встал вопрос, допустимо ли делать это в Шабат.

Понятно, что перемалывать бобы и варить такой в Шабат запрещено. Но что касается «разрешенного метода заваривания», то после того, как вода была перелита из первого сосуда (непосредственно чайника) во второй, а оттуда — в третий, она считается остуженной до такой степени, что стала недостаточно горячей для варки.

Таким образом, при употреблении растворимого кофе следует наливать горячую воду из первого сосуда (который был поставлен на огонь/включен в сеть перед началом Шабата) в сухую чашку, оттуда — во вторую сухую чашку, и только туда уже насыпать кофе, добавлять по желанию молоко и подсластитель.13

При использовании молотого кофе следует сделать то же самое: налить воду из чайника в первую сухую чашку, а уже из нее в ту, куда будет насыпан кофе.

Френч-прессы и другие способы приготовления кофе выходят за рамки этой статьи.

Кофейный кашрут

Обычный черный не ароматизированный кофе по сути является кошерным, если, конечно, можно убедиться, что в него не добавлены молоко, сливки или неизвестного происхождения ароматизаторы. Кроме того, если речь идет, например, о кофейне или любом другом нееврейском заведении, где подают горячие напитки, посуда, используемая для приготовления кофе, не должна использоваться для других некошерных продуктов или напитков.

Интересно, что этот вопрос затрагивается в самом первом ответе о кофе, процитированном ранее. Тогда был сделан вывод, что горшки, используемые для обжарки и приготовления кофе, использовались исключительно для кофе, а потому не вызывали беспокойства с точки зрения кашрута, но с тех пор многое изменилось.

Кофе в Песах

Поскольку у ашкеназских евреев есть обычай на Песах не употреблять китнийот (определенных видов бобов и некоторых других продуктов) возник вопрос, относится ли кофе к этой категории.

Некоторые галахические авторитеты ошибочно полагали, что кофейные зерна — это настоящие бобы. На самом же деле, кофейные зерна — семена плода, похожего на вишню, и тут нет проблемы китнийот.14

И все же некоторые предпочитали устрожать и пили в Песах только кофе, перемолотый перед праздником. Эти люди опасались, что, поскольку кофе называют «бобами», люди со стороны могут подумать, что на Песах разрешено есть настоящие бобы (в иудаизме существует ряд запретов, связанных с тем, чтобы наблюдающие со стороны не были введены в заблуждение действиями евреев и не подумали, что те нарушают закон).15

По общепринятому правилу кофе, купленный для Песаха, не должен содержать хамец. Особенно это касается кофе без кофеина – его часто обрабатывают этилацетатом, который получают из хамца. Таким образом, кофе без кофеина должен иметь специальный сертификат кошерности для Песаха, чтобы его можно было использовать в этот праздник. Но с обычным кофе такой проблемы нет, и главное, чтобы в составе отсутствовали какие-либо добавки.

Сноски

  1. Брайан Коуэн, «Социальная жизнь кофе» (издательство Йельского университета, 2005), стр. 90.
  2. Респонса Зера Авраам, Орах Хаим, 2.
  3. Тшувот а-Радбаз, 3:1062 (637).
  4. См. При Хадаш, Йоре Дэа, 114:6; Арух а-Шулхан, Йоре Дэа, 113:22-23; Хелкат Биньямин, 113.
  5. См. Шиурей Браха (Хида) относительно практики Аризаля; Респонса Шевет а-Леви, 5:93.
  6. См. Седер Биркат а-Неэнин, 7:14.
  7. См., например, Луах Биркат а-Неэнин, 2:7.
  8. См. Биркей Йосеф, 204:5; Кицур Шулхан Арух, 51:6; Мишна Брура, 210:1.
  9. Беэр Хейтев, 204:12; Мишна Брура, 210:1.
  10. Седер Биркат а-Неэнин, 8:6, и Шеерит Йеуда, Орах Хаим, 15, для объяснения того, почему он передумал в Седер Биркат а-Неэнин. См., однако, Луах Биркат а-Неэнин, 2:7, составленный ранее, где указывается, что имеются разногласия относительно того, существуют ли другие измерения для жидкостей, а потому придерживаются следующего правила: «когда есть сомнение относительно того, какое благословение сказать, мы ничего не произносим»
  11. Биркей Йосеф (Шиурей Браха), Йоре Дэа, 113:3; Хохмат Адам, 66:14.
  12. См., например, Питхей Тшува., Йоре Дэа, 114:1.
  13. См. Шабат ке-Галаха, т. 1, гл. 7:2. Есть мнения, допускающие добавление растворимого кофе во второй сосуд.
  14. См. Хида, Тов Аин, гл. 9.
  15. См. Шаарей Тшува, Орах Хаим, 453:1.

Источник

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому