«Справедливость, справедливость преследуй».
Дварим (16:20)
Был случай с одним человеком, который пришел к раби Исраэлю из Саланта, основателю движения «Мусар», и с горечью рассказал, как некто обидел его, растоптал его человеческое достоинство, унизил, смешал с грязью, причем без всякой его вины. «Теперь же, – зарычал обиженный, – он узнает, что с ним будет, и какая суровая месть для него уготована». «Пусть же рав скажет: разве должен я молчать, сдерживаться, оставаться тряпкой, о которую вытирают ноги?»
Рав же был из тех мудрецов, о которых говорят, что они видят все причины и следствия.
В самом деле, Тора не велит нам быть бесчувственными камнями, которые ни на что не реагируют.
Рав сказал своему посетителю лишь одну фразу: «Если ты прав, постарайся остаться правым». Гость удивился, не поняв смысла. Рав добродушно объяснил: «Смотри, по твоим словам, тот человек нанес тебе тяжкую обиду. Я сейчас не берусь судить о деталях, что да как. Судья должен выслушать обе стороны конфликта. Но, даже если встать на твою позицию – сейчас ты прав, поскольку он обидчик, а ты обиженный. Допустим, у тебя есть право на ответный шаг. Просто знай, что этот шаг должен быть рассчитан и взвешен с точностью до толщины волоска. Если преувеличишь свою реакцию, он может оказаться обиженным. Очевидно, что тогда он и сам в долгу не останется, и произойдет разрастание конфликта, и в конце концов – кто знает, чем это обернется… Поэтому я и сказал, что если ты прав, постарайся остаться правым, а не поменяться с ним ролями.
Об этом сказано в Торе: “Справедливость, справедливость преследуй”. Даже когда есть оправдание, чтобы преследовать другого, делать это нужно
справедливо, подходящими путями и соблюдая меру. Если задумаемся, то увидим, что большинство страшных злодеяний возникли в результате справедливой реакции, которая затем вышла за пределы допустимого. Многие семьи были разрушены по этой причине: человек думал, что его обидели, и отвечал в семь раз сильнее. У мудрого глаза в его голове. Если он сдержится, то останется прав»