«И сказала ей: мало тебе, что взяла моего мужа, так еще и взять мандрагоры сына моего! И сказала Рахель: поэтому пусть спит с тобой в эту ночь взамен мандрагор твоего сына» (30:15).
На первый взгляд, непонятно: почему Лея возражает Рахель? Ведь это не Рахель забрала мужа у Леи, а как раз наоборот. Лея получила Яакова в мужья из-за обмана, совершенного Лаваном. Более того, Лея хорошо знала, что если бы Рахель не вручила ей тайные знаки, ее брак с Яаковом не состоялся бы. Как же она могла столь дерзко обвинить свою сестру в том, что та забрала ее мужа?
Ответ мы узнаем из следующей истории.
У одного богатого человека умерла жена, а затем и дела его пошли на спад, так что вскоре он стал совсем нищим. В прежние дни у него работала служанка, которая откладывала деньги с жалования и покупала лотерейные билеты. Она и хозяина своего уговорила купить такие билеты, чтобы он мог следить за выигрышем сразу и для себя, и для нее.
Потом, уже потеряв богатство, этот человек узнал, что билет его бывшей служанки выиграл крупную сумму. В уме его созрел план, как вернуть потерянное богатство. Он обратился к местному свату, чтобы тот предложил ей выйти за него замуж. Она согласилась, поскольку, зная о своей бедноте, не рассчитывала на лучшего жениха. Он намеревался сказать ей о выигрыше уже после свадьбы и таким образом воспользоваться ее деньгами, чтобы восстановить свой бизнес. Но когда, спустя пару недель после свадьбы, он сообщил ей эту новость, ее лицо поникло. «Мой отец продал тот билет, когда ему нужны были деньги, – сказала она, – и теперь этот выигрыш мы уже не сможем получить». Расстроенный, наш бывший богач поспешил к раби из Коцка с вопросом: обязан ли он продолжать супружескую жизнь с этой бедной служанкой, если изначально его целью было получение денег? «Это ведь подобно ошибочной покупке, – заявил он, – если бы я сразу не рассчитывал на ее деньги, то даже не подумал бы жениться на ней!» Но раби категорично ответил: «Ты не понимаешь. Это Всевышний задумал ваш брак и для этого устроил всё так, чтобы ты захотел на ней жениться. А теперь ты хочешь нарушить Его замысел? Я этому помогать не стану!»
Отсюда и ответ на наш вопрос. Кажется, будто именно Рахель была предназначена Яакову, а Лея досталась ему путем обмана. «Но по правде, – заявила Лея, – если уж согласно провидению Свыше вышло так, что я была выдана за него замуж, значит ему предназначена именно я, а вовсе не Рахель!»
Обман Лавана, передача тайных знаков – всё это было лишь средством, чтобы привести в исполнение волю Творца, и чтобы Лея стала женой Яакова наперекор обычному порядку вещей.