Недельная глава Пинхас (Бемидбар, 25:10-30:1)
Представьте, что вы — руководитель отдела.
Вы занимаете свое место неслучайно и обладаете поистине уникальными знаниями. Исходя из своего опыта, вы уверены, что при работе с задачей, которая в данный момент стоит перед вашей командой, именно ваша стратегия решения приведет к благополучному исходу событий.
Однако вдруг несколько ваших подчиненных открыто вступают с вами в спор. Они утверждают, что есть и другие варианты действий, о которых вы не подумали.
Официально вы являетесь их начальником и формально они должны вам подчиняться, поэтому назревает проблема.
Как вы поступите, чтобы урегулировать ситуацию? Воспользуетесь своим положением и “подавите бунт”, обязуя подчиненных делать так, как сами считаете нужным? Раскроете им детали своей стратегии, аргументируя, почему это лучший подход к решению вопроса, и добиваясь одобрения с их стороны? Или сядете за стол переговоров, чтобы выслушать их позицию и попросить совета у кого-то со стороны, будучи при этом готовым к тому, что ваши подчиненные могут оказаться правы?
Вскоре после событий, связанных с бунтом Кораха и его сообщников, дочери Цлофхада — Махла, Ноа, Хогла, Милка и Тирца — предстали перед Моше и перед лицом всей общины, говоря:
«Отец наш умер в пустыне, а ведь он не был в сборище сговорившихся против Бога, в обществе Кораха, но за свой грех умер, и сыновей у него не было. Почему же исключено будет теперь имя отца нашего из среды семейства его? Из-за того ли, что нет у него сына? Дай нам владение среди братьев отца нашего!»
Поскольку подобного прецедента еще не было, Моше обратился к Всевышнему за советом.
И сказал Бог, обращаясь к Моше, так: «Справедливо говорят дочери Цлофхада. Дай им в удел владение среди братьев отца их и отдай удел отца их им. А сынам Израиля скажи так: если человек умрет, а сына у него нет, то отдайте его удел дочери его. А если нет у него дочери, то дайте удел братьям его. А если нет у него братьев, то дайте удел его братьям отца его. Если же нет братьев у отца его, то дайте удел его ближайшему его родственнику из семейства его».1

Как известно, каждый эпизод Торы учит нас своему уникальному уроку. Каббалисты понимали этот закон наследования земельного удела как метафорическое отражение духовных ролей мужчин и женщин.
Повеление «завоевать землю» не было дано только лишь для поколения пустыни, входящего в Израиль. Каждому из нас предписано «покорить землю» — то есть овладеть нашим физическим миром и превратить его в подходящий по уровню святости дом для Бога.
Природа физического заключается в том, что оно противопоставляется духовному и Божественному.
Способ «завоевать землю» испокон веков состоял в том, чтобы сражаться, покорять и искоренять тьму и негатив (для этого нужно было либо противостоять злодейским личностям или режимам, либо бороться с системами ценностей, противоположными морали Торы). Мы «сражаемся», подавляя материалистическую природу нашего мира и наделяя его более возвышенными целями и функциями.
Но есть и другой способ превращения нашего мира в дом для Бога: за счет его развития и выявления присущих ему положительных элементов творения. В этом режиме мы работаем не через ставший уже таким привычным метод навязывания и преодоления, а с более внутренним и всеобъемлющим способом взращивания и возвышения нашей реальности, что делает ее более Божественной.
Эти два метода, если объяснять вкратце, отражают мужской и женский виды духовных стратегий.
Мы используем «мужской» режим, когда подавляем, подчиняем или преодолеваем. А «женский» подход применяется, когда мы развиваем, обучаем и выявляем внутренний потенциал. Разумеется, это не означает, что все мужчины в течение жизни действуют, используя исключительно мужской режим, а все женщины — женский. Речь идет конкретно о мужской и женской энергиях в творении.
Обе эти роли жизненно необходимы для превращения физического мира в Божественный. Но с самого начала мужской подход традиционно воспринимался как превосходящий и более эффективный. И какое-то время это действительно было так. Когда зло присутствует в большом количестве, вы должны бороться с ним агрессивно и в лоб.
Но затем наступил момент, когда человечество было готово совершить переход — от авторитарности к диалогу, от подавления к убеждению, от контроля к обучению.
Дочери Цлофхада поняли эту реальность. Они осознали, что приближаются таки условия, в которых «завоевание и заселение земли» более не будет исключительно мужской прерогативой. Не все победы достигаются путем подавления противника. Существует женский способ превратить материальность нашей жизни в «святую землю».
И Всевышний с их видением ситуации согласился.
Бог постановил: «Если человек умрет, а сына у него нет, то отдайте его удел дочери его». Каббалисты видели в этом прямое указание на то, что порой качества «сына», т.е. мужественного, агрессивного и воинственного характера, следует заменить качествами «дочери» — пассивной, сочувствующей, дипломатичной стороны.
Однажды человечество достигнет того времени, когда такие женские качества, как восприимчивость, забота и сострадание, будут оценены по достоинству и оправданы за их равную, если даже не более эффективную, роль изменения самой природы и враждебности «земли» и превращения ее в дом для Всевышнего.

Раввины объясняют, что каждая из сорока двух остановок на пути евреев из Египта в Святую Землю соответствует новому поколению и этапу нашей мировой истории. История с дочерьми Цлофхада произошла на последней остановке перед окончанием странствия народа. Этот момент ассоциируется с периодом завершения нашего мирского пути, прямо перед окончательным завоеванием «земли» в эпоху Машиаха.
Еще во времена наших праотцов в еврейском народе были женщины, проявлявшие такие высокие духовные качества, которых их мужья (сами при этом будучи великими лидерами Израиля) достичь не могли. Это были отдельные люди, которые в свое время попробовали модель эпохи Машиаха, когда женские свойства ценились выше мужских.
Поколение пустыни так же столкнулось с этой реальностью, когда женщины смогли исправить то, что нарушили мужчины, и отказались сначала участвовать в грехе золотого тельца, а затем прислушиваться к негативным речам разведчиков. Дочери Цлофхада ходатайствовали перед Моше о получении земельного наследия, когда мужчины морально еще не были готовы входить в Землю Израиля.
Великий каббалист рабби Ицхак Лурия, изестный как Аризаль, объясняет в своей книге Шаар а-Гильгулим («Врата Реинкарнации»), что поколение времен окончательного Избавления и прихода Машиаха станет реинкарнацией душ тех евреев, кто был когда-то освобожден из египетского рабства. Их сильная женская энергия найдет отражение на последнем этапе нашей истории, вызывая и возвещая наступление нового времени, когда роль женщины будет цениться выше.
Сноски
- Бемидбар, 27:1–11.