Канун Рош а-Шана
Рош а-Шана – это начало еврейского года, когда Всевышний судит весь мир и принимает решение обо всем, что ждет людей в наступающем году. Рош а-Шана отмечается два дня подряд, первого и второго Тишрея. В 5781 (2020) году Рош а-Шана начинается 18 сентября с заходом солнца и завершается 20 сентября после выхода звезд.
Если человек хочет проверить мезузы, то желательно это сделать перед Рош а-Шана. (Напомним, что по букве закона, мезузы, принадлежащие частным лицам, проверяют дважды в 7 лет, а находящиеся на косяках общественных зданий – дважды в 50 лет).
В канун Рош а-Шана принято приобретать новый столовый нож в качестве знамения к материальному благополучию. В эти дни следует особенно избегать гнева и раздражительности. С Рош а-Шана и до Йом Кипура не устраивают свадеб.
В канун Рош а-Шана конца седьмого года («шмита») тому, кто не хочет, чтобы деньги, данные им в займы, были прощены, должен сделать «прозболь».
В канун Рош а-Шана устраивают особенные «Слихот» – «Зхор Брит». В Шахарите и Минхе кануна Рош а-Шана, «Таханун» не читают.
В канун Рош а-Шана мужчины устраивают церемонию освобождения от обетов. Женщины не снимают обеты в канун Рош а-Шана, полагаясь на снятие обетов, которое происходит во время молитвы «Коль Нидрэй», которую читают перед наступлением Йом Кипура.
В годы, когда Рош а-Шана приходится на канун субботы, (т.е. на четверг и пятницу), каждый, кто собирается готовить в Рош а-Шана для субботних трапез, перед наступлением первого дня Рош а-Шана обязан исполнить заповедь «Эрув Тавшилин».
В честь Рош а-Шана, как и в честь других праздников, зажигают свечи. В годы, когда первый день Рош а-Шана не выпадает на субботу, некоторые зажигают праздничные свечи, как и субботние, еще до захода солнца, а некоторые – в сам праздник, после выхода звезд. В годы, когда Рош а-Шана приходится на субботу, все зажигают свечи за некоторое время до захода солнца. Перед зажиганием свечей произносят: «Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, Который освятил нас заповедями Своими и заповедовал нам зажечь праздничную свечу». В годы, когда Рош а-Шана выпадает на субботу, благословление завершают словами: «…свечи субботы и праздника». В канун субботы в ашкеназких общинах принято произносить благословление на свечи после того, как их зажгли.
Свечи второго дня Рош а-Шана зажигают после выхода звезд и произносят благословение, как и в первый день. В канун первого дня Рош а-Шана во избежание непреднамеренного нарушения законов праздника, которое может произойти во время подготовки свечей, следует заранее подготовить свечи на оба дня праздника. В годы, когда сразу после второго дня Рош а-Шана начинается суббота, следует подготовить свечи также и для субботы (т.е. 3 набора свечей).
В некоторых общинах принято, что женщина после зажигания свечей произносит благословение «Шээхияну»: «Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, Который дал нам дожить, и сохранил нас, и довел нас до этого времени». Представительницы других общин благословение «Шээхияну» не произносят, а слушают, как его произносит тот, кто читает праздничный «Кидуш» перед началом трапезы. Те женщины, которые произнесли «Шээхияну» после зажигания свечей, во время «Кидуша» не отвечают на это благословление «Амен».
Молитвы Рош а-Шана
В молитве «Амида» Рош а-Шаны есть ряд особенностей. Благословение «Ата Кадош» завершают не словами «а-Кель а-кадош», как обычно, а произносят: «а-мелех а-кадош». Тот, кто ошибся, обязан исправить ошибку. Тот, у кого возникло сомнение, произнес ли он «а-мелех а-кадош», как положено или «а-Кель а-кадош», должен поступить так, как будто была допущена ошибка, ибо, как правило, человек произносит, тот текст, к которому он привык. Если ошибка была замечена до того, как начать следующее благословение, и не прошло время, за которое можно успеть произнести: «шалом алеха раби», нужно быстро произнести: «а-мелех а-кадош» и продолжить молиться дальше. В случае если человек вспомнил позже этого времени или после того, как начал новое благословение, он обязан начать молитву заново.
В молитвах Рош а-Шана есть 4 вставки: в благословении «Маген Авраам» – «Захрэну», в благословении, «Тхият а-Метим» – «Ми Хамоха», в благословении «Модим» – «У-Хтов», в «Сим Шалом» (или «Шалом Рав») – «Бэ-Сэфэр Хаим». Эти вставки приведены в молитвенниках. Хотя очень важно прочитать все эти вставки, но тот, кто забыл это сделать, не обязан молиться заново.
В субботние и праздничные молитвы обычно не вставляют свои личные просьбы, но в Рош а-Шана это разрешено, даже когда он приходится на субботу. В Рош а-Шана после завершения молитвы «Амида» в Шахарит и Минху читают «Авину Малкену». В субботу и в Минху, предшествующую субботе, «Авину Малкену» не читают.
Первый день Рош а-Шана
Вечернюю молитву Рош а-Шана молятся, так, как это приведено в молитвенниках. Все желают друг другу быть записанными в книгу хорошей жизни в новом году.
После вечерней молитвы устраивают праздничную трапезу. Глава семьи произносит праздничный «Кидуш», посвященный Рош а-Шана и благословение «Шээхияну». Женщины, которые произнесли это благословление во время зажигания праздничных свечей, не отвечают не него «Амен». Благословляя «Шээхияну» в «Кидуше» Рош а-Шана начала седьмого года («шмита»), следует задуматься и о том, что мы удостаиваемся в наступающем году исполнить заповеди седьмого года.
После омовения рук произносят благословение на хлеб. Принято пользоваться двумя круглыми хлебами, ломтики которых обмакивают в мед или в сахар, а некоторые помимо меда или сахара обмакивают ломтики хлеба с другого края также и в соль.
В Рош а-Шана не принято есть особо горькие и кислые продукты, орехи, виноград. Сдобрить праздничные блюда острыми специями не возбраняется.
Во время вечерней трапезы в оба дня Рош а-Шана в качестве доброго знамения на весь год принято есть «симаним». Симаним – это виды продуктов, названия которых ассоциируются с определенными словами, которые являются основой молитв-пожеланий, произносимых за праздничным столом. Вначале произносят «Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, творящий плод дерева» и едят финик, затем гранат и яблоко обмакнутое в мед. После этого произносят «Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, творящий плод земли» и едят карэ – сладкое блюдо, приготовленное из определенного вида кабачков; затем рубия – блюдо, приготовленное из определенного вида мелкой фасоли; карти – блюдо, приготовленное из лука-порея; силка – блюдо, приготовленное из листьев свеклы; рыбу; голову рыбы. На каждый из перечисленных продуктов произносится специальная молитва-пожелание, с упоминанием имени Творца, текст этих молитв приведен в молитвенниках на Рош А-Шана. Молитвы произносят уже после того, как съели тот или иной продукт. Продукты, используемые для симаним необходимо заранее подготовить, чтобы в них не было насекомых. Тот, кто не хочет есть тот или иной продукт, может посмотреть на него и произнести текст молитвы-пожелания, но, не упоминая имени Творца.
В молитве после еды с хлебом («Биркат а-Мазон») в Рош а-Шана делают вставку «Яале вэ-Яво». Тот, кто забыл упомянуть эту вставку после вечерней трапезы, должен благословить заново, а тот, кто забыл упомянуть ее после утренней трапезы, не должен благословлять вторично. В конце «Биркат а-Мазон» произносят: «Милосердный, Он обновит нам этот год к добру и благословлению».
Приведем общий порядок ведения молитв в синагоге, чтобы женщина, которая посетила ее впервые не чувствовала себя неуютно. Шахарит Рош а-Шана молятся, как это приведено в молитвенниках. Женщины, которые молятся в синагоге, перед общественным чтением Торы во время открывания ковчега читают «Тринадцать Качеств Милосердия» и молитву «Рибоно Шель Олам». В годы, когда Рош а-Шана выпадает на субботу, «Тринадцать Качеств Милосердия» и молитву «Рибоно Шель Олам» не произносят. В первый день Рош а-Шана из ковчега выносят два свитка Торы. В первом читают фрагмент главы «Вайера», о том, как Всевышний послал Саре сына. Во втором свитке читают фрагмент из главы «Пинхас». А затем в качестве афтары читают отрывок из книги пророка Шмуэля.
Основная заповедь в Рош а-Шана – слушать звуки шофара. Женщины не обязаны в заповеди слушать шофар, также как и в прочих заповедях, ограниченных временными рамками. Все же на протяжении многих поколений женщины старались слушать трубление шофара, а представительницы ашкеназских общин даже благословляют на них. Принято приучать детей с раннего возраста к заповеди слушать шофар. Звуки шофара необходимо слышать «вживую», а не в записи, не посредством усилителей и не по телефону. Существуют определенные законы, регулирующие то, как следует трубить и то, каким требованиям должен отвечать шофар.
В субботу не трубят в шофар. Перед тем, как слушать трубления шофара, женщина может немного перекусить или устроить полноценную трапезу. Перед едой утром в Рош а-Шана произносят «Кидуш»: «Вот праздники Всевышнего, священные собрания, которые вы будете отмечать каждый в свой срок. И поведал Моше о праздниках Всевышнего сынам Израиля. Трубите в шофар в день праздника нашего, в день, когда луна сокрыта». Затем благословляют: «Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, творящий плод виноградной лозы», выпивают вино или сок.
Перед тем, как слушать трубления шофара, семь раз произносят 47-ую гл. из Тэилим. Трубящий произносит благословения: «Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, Который освятил нас заповедями Своими и заповедовал нам слушать звук шофара» и «Шээхияну». Трубящий должен иметь намерение произнести благословения для женщин, а женщины, в свою очередь должны иметь намерение, что благословения произносятся так же и для них. Во время благословений и слушания трублений шофара принято стоять. Постфактум, тот, кто слушал благословения и трубления шофара сидя, выполнил заповедь. Во время слушания шофара запрещено разговаривать.
Особенностью молитвы Мусаф в Рош а-Шана является то, что его центральная часть состоит из 3 благословений с использованием фраз из Торы, Пророков и Писаний: «Малхует», «Зихронот» и «Шофарот». В синагоге после того, как хазан завершает чтение каждого из этих благословений, трубят в шофар.
После молитвы устраивают праздничную трапезу. Принято использовать два круглых хлеба, ломтики которых макают в мед или в сахар (а с другого края некоторые обмакивают в соль).
В Рош а-Шана принято не ложиться спать днем для удовольствия. Тот, кому требуется дневной сон для того, чтобы сосредоточено молиться, может спать столько, сколько ему необходимо.
В годы, когда первый день Рош а-Шана не выпадает на субботу, днем устраивают «Ташлих» – специально составленный обряд с молитвами и просьбами о прощении прегрешений. Хотя женщины не обязаны в «Ташлихе», у ашкеназок принято его устраивать. Сефардки «Ташлих» не устраивают. «Ташлих» стараются устраивать в местах, где есть вода, предпочтительней всего – у водоема с рыбой, т.к. в «Ташлих», среди прочего, мы просим о том, чтобы наши грехи канули в пучинах морских. Если первый день Рош а-Шана выпадает на субботу, то «Ташлих» устраивают во второй день Рош а-Шана.
В годы, когда Рош а-Шана выпадает на субботу, устраивают третью субботнюю трапезу.
Запрещено что-либо готовить в первый день Рош а-Шана для второго. Свечи в честь второго дня Рош а-Шана разрешено зажечь только после завершения первого дня. В годы, когда первый день Рош а-Шана выпадает на субботу, после выхода субботы, перед тем как начать готовить еду для второго дня, необходимо произнести: «Благословен Отделяющий святое от святого», не упоминая имени Всевышнего.
Второй день Рош а-Шана
Вечерняя молитва второго дня Рош а-Шана идентична вечерней молитве первого дня. В годы, когда первый день Рош а-Шана выпадает на субботу, в Маариве второго дня делают вставку об отделении святости субботы от святости праздника («Вэ-Тодиэну»). Существует сомнение в отношении того, нужно ли произносить благословение «Шээхияну» во второй день Рош а-Шана. Поэтому благословляющему «Шээхияну» во время зажигания свечей или в праздничном «Кидуше» второго дня Рош а-Шана желательно надеть новую одежду или взять плод, который в этом сезоне он еще не пробовал и иметь намерение, что если на праздник не нужно благословлять «Шээхияну», то пусть оно будет приурочено покупке новой одежды или поеданию плода нового сезона. В годы, когда первый день Рош а-Шана выпадает на субботу, во время «Кидуша» дополнительно благословляют «Творящий свечения пламени» и произносят текст молитвы об отделении святости субботы от святости праздника («Авдала»). Многие во время трапезы, как и в первый день, едят симаним, благословляют на них и произносят соответствующие пожелания. Некоторые, произнося пожелания во второй вечер Рош а-Шана, не упоминают имя Всевышнего, а говорят: «Да будет угодно перед Отцом нашим, Который на небесах».
Утренняя молитва второго дня Рош а-Шана такая же, как и в первый, только с небольшими изменениями в поэтических дополнениях молитвы «Амида». Во второй день Рош а-Шана во время общественного чтения Торы в первом свитке читают о жертвоприношении Авраама, а во втором – отрывок из главы «Пинхас». В качестве афторы читают отрывок из книги пророка Ирмияу.
Во второй день Рош а-Шана также есть заповедь слушать звука шофара. В ашкеназских общинах во второй день, так же, как и в первый, произносят «Шээхияну». Желательно, чтобы у того, кто произносит это благословение была новая одежда или плод. Сфарадим не благословляют «Шээхияну» на слушание звука шофара во второй день. Трубления и молитва Мусаф второго дня Рош а-Шана проходят в том же порядке, что и в первый день. После выхода звезд молятся Маарив со вставкой об отделении святости праздника от будних дней («Ата Хонантану»). В годы, когда сразу после второго дня Рош а-Шана следует суббота, за некоторое время до захода солнца, как обычно перед субботой, зажигают субботние свечи и произносят соответствующее благословение. В качестве принятия субботы читают «Мизмор Шир ле-Йом а-Шабат», а также «А-Шэм Малах». Затем молятся субботний Маарив со вставками Десяти Дней Раскаяния.