«В начале сотворил Б-г небо и землю»
(Берешит, 1:1).
Раши приводит слова Мидраша к первой строке Торы, где мы находим ответ на возражение, которое могли бы выдвинуть народы мира: «Разбойники вы! Захватили землю семи народов!» На это в свете описания сотворения мира евреи могут ответить: «Вся земля принадлежит Всевышнему – Он создал ее и отдал тем, кто достоин в Его глазах». Но здесь возникает удивление: неужели гои примут такой аргумент? Разве из-за описания сотворения мира они откажутся от своей позиции и признают власть Всевышнего?
Ответить на это нам поможет следующая история.
В ту пору, о которой идет речь, власти Польши решили устроить продовольственные склады для военных в разных городах, чтобы у каждого подразделения армии было все необходимое под рукой. Для этого в города была отправлена комиссия, чтобы подыскать подходящие здания для складов.
Комиссия не обошла стороной и город Риманов. Жители города напряженно ждали, пока она осматривала все здания. В итоге она вынесла решение и выбрала…
Большую синагогу!
Евреи города были в шоке, невозможно было описать их потрясение. Никто не думал, что представители власти опустятся так низко. Но теперь было видно, что приговор уже постановлен: если возражать против комиссии, это расценят как государственную измену!
Главы общины собрались к раввину города раби Менахему Мендлу из Риманова. Казалось, надежды ни у кого не было. Слово взял предприниматель Шимон-Хаим: «Господа, как вы все знаете, черепица на крыше синагоги поломана, и дождь проникает внутрь. До сих пор у нас не было нужной суммы, чтобы отремонтировать крышу. Но теперь может, это и сыграет нам на руку. Близится зима – дождь причинит большой ущерб урожаю, который будут хранить на складе. Властям придется отказаться от этого здания и поискать другое».
Собравшиеся улыбнулись, возникло чувство облегчения.
Но, к их удивлению, лицо праведника побелело. До сих пор он не знал о состоянии синагоги, поскольку молился в своем личном бейт-мидраше, и сейчас слезы показались у него на глазах.
«Да неужели, Шимон-Хаим? – обратился праведник к бизнесмену, – черепица сломана, дождь капает в синагогу, и никто не собрал денег, чтобы это исправить? Чего уж тогда удивляться, что такое тяжкое постановление было вынесено против нашей синагоги, и ее отдают чужакам? Если мы сами пренебрегаем ею, то недостойны ей владеть! Поспешите же, не экономьте денег и сразу же исправьте ситуацию! Плачевное состояние синагоги станет для нас не спасением, а камнем преткновения. Из-за него на нас и обрушилась эта беда!»
В тот же день начали работу по починке крыши. Через несколько дней ее отремонтировали, и произошло чудо: время шло, но армейские командиры, которые должны были забрать здание, все не приходили. Потом выяснилось, что без ясной причины власти отвергли решение комиссии и вместо этого выбрали здание в соседнем городе.
В этой истории заключен важный урок: гои могут завладеть синагогой и осквернить ее, только когда сами евреи недостаточно уважают ее. Отсюда и ответ на наш вопрос: народы мира не примут аргумент, основанный на описании сотворения мира в Торе. Но этот аргумент предназначен не для них, а для нас, сынов Израиля! Если мы сами будем проникнуты осознанием своих прав на эту землю, полученную из рук Творца, которому принадлежит вся земля, то и другие народы не смогут отнять ее у нас – неважно, понимают ли они причину этого или нет.