Хотите получать ежедневное напоминание о подсчете омера по WhatsApp? Нажмите здесь.
Тора обязует считать дни, начиная с 16-го нисана, дня, когда совершали в Храме жертвоприношение «минхат аомер« из урожая нового года, и до праздника Шавуот. Таким образом, отсчитывают 49 дней и на 50־й день празднуют Шавуот.
Основной целью Исхода из Египта было принятие Торы и ее заповедей. Исчисление дней со времени Исхода показывает, насколько получение Торы является долгожданным и желанным для евреев.
Начинают исчислять омер на исходе первого дня праздника Пэсах и заканчивают вечером дня, предшествующего празднику Шавуот. Время исполнения этой заповеди — вечером сразу после появления звезд. Когда наступил этот час, запрещено есть, пока не произнесено исчисление омера. Вначале благословляют:
בָּרוּךְ אַתָּה יי אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם אֲשֶׁר קִדְשָׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו וְצִוָּנוּ עַל סְפִירַת הָעוֹמֶר
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь мира, Который освятил нас Своими заповедями и заповедовал об отсчете омера.
Затем называют число дней и недель, прошедших с начала отсчета (все это приведено в сидурах). Благословение и исчисление произносят стоя.
Тот, кто в нужный час не сумел исполнить эту мицву, может произнести благословение и отсчитать омер на протяжении всей ночи. Тот, кто пропустил и это время, отсчитывает днем без благословения, но в дальнейшем продолжает исполнение мицвы каждый вечер с благословением.
Если случился перерыв в исчислении омера на целые сутки или отсчет был неверным, в последующие дни производят отсчет без благословения. В таком случае стараются выслушать благословение от другого человека, который не должен забывать, что произносит благословение для них обоих; слушающий также должен иметь в виду, что благословение произносится и для него, ответить на нее «амен» и отсчитать омер сам.
Если человек не уверен, пропущено ли исчисление на протяжении целых суток, он продолжает благословлять в остальные дни, как обычно.
Желая ответить кому-либо какой сегодня день омера (начиная с захода солнца, и пока тот, кого спросили, не исполнил еще в тот вечер мицву отсчета), следует сказать ему: «Вчера был такой-то счет по омеру» так как, назвав сегодняшнюю дату, нельзя уже благословлять в этот день.
В дни исчисления омера умерли 24 тысячи учеников рабби Акивы. В память о тех горестных днях принято соблюдение некоторых обычаев траура.
В эти дни не стригутся, не бреются, не устраивают свадеб (но можно устроить трапезу по случаю помолвки). Однако разрешается благословлять шеехеяну.
Существуют различные обычаи относительно того, на какие именно дни распространяются законы этого траура. Некоторые соблюдают их 33 дня с начала исчисления омера, и до утра Лаг Баомер. Евреи восточных общин, следующие этому обычаю, про- должают исполнение траура еще один день до 34-го омера днем.
Другие начинают траур с рош ходеш ияр (включая и 30-е нисана и 1-е ияра — два дня рош ходеша) и до 3-го сивана утром; еще один обычай: начинают на исходе рош ходеш ияр и продолжают до праздника Шавуот. Если рош ходеш ияр приходится на субботу, то можно стричься в пятницу в честь субботы. Каждый обязал следовать обычаю своей общины.
В Лаг Баомер (18-го ияра) — дата кончины рабби Шимона бар Йохай, написавшего святую книгу «Зоар».
Принято веселиться в Лаг Баомер, так как в этот день перестали умирать ученики рабби Акивы.
В этот день не произносят таханун.