Талмуд объясняет стих:
«Одно говорил Творец — два это слышал я» (Теилим 62:12): «В каждом стихе Торы сокрыто множество смыслов и в каждом речении Всевышнего во время дарования Торы были упомянуты все составляющие каждого закона» («Санэдрин» 34а).
Рав Хаим из Воложина рассказывал, что его великий учитель Виленский Гаонтолько один стих(«…и поднимитесь в эту [страну] с юга» (Бемидбар 13:17)толковал 2260 способами, в то время, когда уже в одном из объяснений содержалась полная информация о предназначении каждого предмета в мире!
Маараль из Праги («Беер а-Гола» гл. 1) пишет, что каждый человек, изучающий Тору, понимает ту её грань, которая соответствует основам его души. Поэтому во время получения Торы должно было присутствовать не менее шестисот тысяч сынов Израиля, ибо только в сочетании восприятий каждого из них создаётся полная картина Торы. Талмуд говорит, что все открытия, которые на протяжении истории были сделаны в Торе, Всевышний изначально передал Моше во время Синайского откровения («Мегила» 19б). Великий каббалист рав Реканати в комментарии на главу «Итро» приводит доказательство этому утверждению из стиха, рассказываю- щего о даровании Торы: «…глас великий, к которому не добавил более [ничего]» (Дварим 5:18).
Он пишет:
«Абсолютно всё было включено в голос Творца, обучавшего народ Израиля Торе. В нём содержались все доводы разрешить («мутар») или запретить («асур») то или иное явление, объявить его пригодным («кашэр») или не пригодным («пасуль»), ритуально чистым («таор») или нечистым («тамэ»).
И всю эту информацию получили мудрецы всех поколений, как сказано в начале стиха: «Все слова эти говорил Всевышний всей общине вашей на горе (Синай)».
Талмуд утверждает:
Подобно тому, как их лица различны, их мнения различны.
Понравилась статья? Читайте ее полностью в журнале «Мир Торы 4 (47)»