Неудовлетворенность — тайная дверь, ведущая к важной и животворной перемене
Кларисса Эстес
Три рычащих библейских льва — разврат, убийство, идолопоклонство. Три греха? Сразу как-то хочется дистанцироваться от этих понятий, ведь какое я лично могу иметь отношение к таким вещам?
Это одна из ловушек нашего разума. Если относиться, например, к разврату как к действию, он сразу выходит за рамки нашей жизни, превращаясь во что-то приторно-поучительное и ветхозаветное. Но разврат — это не только результат,это еще и процесс. Определенное протекание душевной энергии, которая сама по себе не имеет отношения к физиологическому контакту, протекание энергии нейтральной (или, скорее, ненаправленной), но сильной.
Мотивация — химический процесс. Дофамин, отвечающий за вознаграждение, дает нам посыл и желание достигнуть цели, а крысы, у которых были проблемы с его поступлением в нервную систему, так и не научились простейшим вещам, например нажимать на педаль, чтобы получить корм. Им это просто не было нужно.
Согласно Торе, любой биологический процесс является отображением процесса духовного. Мотивация — это энергетический заряд нашей психики, вектор которого определяет наш разум. Один из возможных вариантов материализации мотивации, ее овеществления — страсть к противоположному полу, недаром тестостерон у мужчин «отвечает» не только за половые функции, но и за агрессию и прочие «мужские» атрибуты.
Но, как мы сказали, все решает вектор. Направление мотивации на духовное расширение, а в частности на удовольствие (именно на удовольствие, на острое наслаждение) от изучения Торы, от погружения и проникновения в Тору, является другим частным проявлением той же силы, что толкает нас в объятия противоположного пола. Другими словами, разврат — половое проявление неполовой энергии.
Первая заповедь нашей недельной главы: «святыми будьте». Объясняет Раши, оградите себя от разврата, ибо там, где есть защита от него, пребывает святость. Почему именно отсутствие разврата связано со святостью? Почему не отсутствие кровопролития?
Потому что отсутствие кровопролития — это не состояние. Грех мог бы быть, а его нет, и это прекрасно. Но разврат не может уйти сам по себе, здоровый человек не может подчистую лишиться мотивации. Он может перенаправить, сублимировать ее, все остальное — самообман. Следовательно, там, где есть ограда от разврата, есть мотивация, направленная ко Вс-вышнему. Есть острое желание слиться с Б-гом, наслаждаться близостью к Нему.
Что это, если не святость?
Шаббат шалом!
Элиэзер Райхман