Представьте себе, что ваш друг пришел к вам за советом.
– Ссоры в семье делают нашу жизнь невыносимой. Жена считает, что я больше не люблю ее, постоянно конфликтует со мной. Что мне делать?
– А ты показываешь жене, что любишь ее?
– Когда мы поженились, я сказал, что люблю ее, и добавил, что сообщу, если что-то изменится…
Вы думаете, что это шутка? Верно. Но в каждой шутке есть доля правды. Многие порой забывают словами и делами выражать свои чувства. Но вернемся к нашему «гипотетическому» другу и зададимся вопросом, как же ему помочь.
– Начни делать вид, что влюблен в нее! — посоветуйте ему. — Ухаживай за женой, как это делал когда-то в молодости, говори комплименты, дари цветы!
– Не хочу кривить душой, — возразит он. — Буду выражать лишь те чувства, которые ощущаю в своем сердце.
Итак, ваш друг — крепкий орешек. И лучшее, что вы можете сделать, — это пригласить его (конечно, с супругой) к себе в гости на пасхальный седер.
Покажи, что свободен!
«В каждом поколении еврей должен смотреть на себя так, как будто он сам вышел из Египта», — прочитайте эти слова Пасхальной Агады всем собравшимся за вашим праздничным столом. На этом месте можете остановиться и начать обсуждение…
Нет смысла спешить, проглатывая слова, когда вы читаете Агаду — рассказ об Исходе евреев из Египта. Однажды Хофец Хаим сказал, что тот, кто проглатывает слова Агады, похож на человека, которому дали вкусную конфету, а он взял да и проглотил ее, так и не успев почувствовать вкуса. А ведь важно не то, что ты прочитал, а то, чему научился. Главное в изучении Торы, в молитве — это впечатление, которое остается в душе человека…
Что означают слова «смотреть на себя»? Очевидно, что в данном контексте смотреть на себя — значит чувствовать, будто ты сам освобождаешься из Египта в ночь праздника Песах.
Любопытно, что, цитируя эти слова, Маймонид добавляет одну букву, которая переворачивает весь смысл сказанного. Вместо слова «лирот» — «смотреть» — Маймонид использует «лехарот», что означает «показывать».
«В каждом поколении должен еврей показывать, как будто он сам вышел из Египта». По сути, Маймонид формулирует закон о том, что еврей должен показывать, делать вид, будто он выходит из Египта.
Неужели Маймонид не соглашается с тем, что главное — почувствовать освобождение, что празднование Песаха — это не только воспоминание о прошлом твоего народа, но и личное раскрепощение? Конечно же, Маймонид согласен со словами Пасхальной Агады, которая цитирует Талмуд. Однако у Маймонида возникает вопрос, который мог бы задать каждый. Легко сказать — почувствуй, что освобождаешься. Но как это сделать, ведь в чувствах мы не вольны?
Именно на этот вопрос и отвечает Маймонид. Человек должен показать своими действиями, будто он выходит из Египта, и это поможет ему почувствовать освобождение. Практическое исполнение всех заповедей и, в частности, законов пасхального седера вдохновляет и освещает душу человека. «Сердца следуют за поступками», — сказано в книге «Сефер Ахинух».
Искренние чувства — это главное. Но мир устроен так, что между чувствами и поступками есть не только прямая, но и обратная связь. Например, когда радостно на душе, мы улыбаемся. Но даже если на сердце грустно и мы улыбнулись, то это улучшает настроение. Такую технику используют телефонные операторы, улыбаясь себе в зеркало во время разговора с клиентом.
«Возлюби ближнего, как самого себя!» — указывает нам Тора. Но как можно любить по заказу? Впрочем, слово «любить» — «ахав» — связано со словом «хав», что означает «давать». Чем больше мы любим, тем больше помогаем любимому. Однако верно и обратное: чем больше отдаем своему ближнему, тем больше начинаем его любить. В этом смысле заповедь любви к ближнему следует понимать, прежде всего, как обязанность помогать, совершать добрые поступки. Добрые же поступки, в свою очередь, вызывают и добрые чувства. Проявление любви со стороны мужа, прежде всего, влияет на его же чувства. В этом случае остается надеяться, что искренняя и выраженная любовь не останется без взаимности.
Статья была опубликована в газете «Еврейский Мир» 2 апреля 2015 года.