Родственные связи
Имя Элишева довольно популярно среди девушек, причем, не только еврейских. Оно получило широкое распространение по всему миру в различных вариациях имени Елизавета. Как и многие другие имена, это имя известно нам из Танаха.
Библейская Элишева напрямую упоминается в Торе только один раз. Это происходит в начале истории исхода евреев из Египта, когда после первого визита Моше и Аарона к фараону Тора приводит их родословную. В связи с этим мы читаем:
«И взял Аарон Элишеву, дочь Аминадава, сестру Нахшона, себе в жены, и родила она ему Надава и Авиу, Элазара и Итамара».1
Мудрецы подсчитывают, сколько выдающихся, святых людей было среди ее ближайших родственников:2
- Будучи замужем за первосвященником Аароном, она стала праматерью всех коэнов, начиная с библейских времен и вплоть до наших дней.3
- Ее деверем был Моше Рабейну, которого Сам Всевышний назвал величайшим пророком сынов Израиля.4
- Отцом Элишевы был Аминадав, чье происхождение восходит к Перецу, сыну Йеуды от Тамар.5
- Ее братом был Нахшон, предводитель колена Йеуды, который при переходе евреев через Красное море проявил недюжинные веру и храбрость и первым прыгнул в бурлящие воды Ям Суф, предварив его разделение. В дальнейшем прямым потомком Нахшона стал царь Давид.6
- Сыновьями Элишевы были праведные Надав и Авиу, которые умерли от Божественного огня, а также Элазар, ставший первосвященником после Аарона, и Итамар.
- Кроме того,мы также знаем, что ее внуком был Пинхас-ревнитель (сын Элазара), которого Всевышний наградил вечным священством и «заветом мира».7
Особое упоминание брата
Наши мудрецы обращают внимание на то, что в контексте рассказа о браке Элишевы упоминается ее брат. Из этой уникальной особенности они извлекают важный урок, на что обратить внимание, выбирая себе подходящую пару. И говорят, что при выборе супруги Аарон принял во внимание выдающиеся качества Нахшона.
«Большинство сыновей склонны подражать братьям своей матери»,8 — говорят мудрецы. А проявления качеств сыновей Элишевы, каждый из которых был настоящим праведником, несомненно, можно увидеть и в характере их дяди Нахшона.
Все это говорит нам о ближайшем окружении Элишевы и ее потомков. Но какой же была она сама? Что мы знаем о ее личности?
Храбрая акушерка
Подсказкой в изучении характера Элишевы выступает одно из мнений Талмуда. Согласно этому мнению, «еврейскими повитухами», которые отважились противостоять жестокому приказу фараона убивать всех новорожденных еврейских мальчиков,9 были Элишева и ее свекровь Йохевед.10
Ее радость была омрачена трагедией
Несмотря на страдание, которое выпало ей на долю, когда она в одно мгновение потеряла сразу двух сыновей, Элишева была женщиной, обладавшей наивысшей верой во Всевышнего.
Рассказывая о долгожданном дне освящении Мишкана, наши мудрецы ярко описывают сильнейшую радость и гордость, которую она испытывала, наблюдая, как ее муж и четверо сыновей облачаются в особые одежды для служителей Храма, а ее брат, представляя колено Йеуды, первым среди глав колен приносит свои дары.11
Однако сразу после этого два ее старших сына, Надав и Авиу, вдруг входят в Святая Святых. И «воскурили пред Богом огонь чуждый, какого Он не велел им» — в результате чего «вышел огонь от Бога и пожрал их, и умерли они пред Богом».12
После этого ужасного происшествия Тора говорит об Аароне, что он молчал.13 А что же происходило с Элишевой?
«Ее радость превратилась в траур, а [ее лицо стало пепельным], как столб дыма».14 Сложно даже вообразить, насколько болезненным стало произошедшее для Элишевы, но она все равно сохраняла свою веру в Бога.
Реинкарнация
Каббалисты15 открывают нам, что душа Элишевы воплотилась в этом мире в теле Кимхит,16 праведной женщины, чья скромность и благочестие послужили тому, что семеро ее сыновей стали первосвященниками.17
Еще одним из ее перевоплощений считают Бат Шеву, жену ее внучатого племянника царя Давида, о котором, в свою очередь, говорят, что он был перевоплощением Аарона. Имена обеих женщин заканчиваются на слово шева, что означает «семь»18 – и это отсылает нас к семи Божественным Атрибутам (мидот).
Правда, в этом аспекте между Элишевой и Бат Шевой есть существенная разница.
Первая была замужем за Аароном, воплощением первого Атрибута под названием хесед — «милосердие». Этот Атрибут связан с Именем Бога — Эль, которое представляет первую часть имени Элишевы. Милосердие — очень важное качество, олицетворяющее чистоту помыслов человека, поэтому союз Аарона и Элишевы фактически был идеальным с самого начала.
Бат Шева вышла замуж за царя Давида, который связан со вторым Атрибутом Творца — гвурой, что объясняется как «могущество» или «строгость». Гвура точно так же происходит от Бога и должна играть свою роль в этом мире, но, чтобы проявиться оптимально, сначала она должна быть «подслащена».
Как известно, Давид и Бат Шева понесли наказание от Бога за то, каким образом начались их отношения. Сама идея их брака была неслучайной и считается, что они изначально были предназначены друг другу Небесами, однако время для заключения этого союза было, к сожалению, выбрано неправильно.19
Сила матери
Отмечая, что в подавляющем большинстве родословных в Торе перечисляются только их представители по мужской линии, рабби Менахем Мендл Шнеерсон указывает, что Элишева, ее свекровь Йохевед и ее невестка (не названная по имени дочь Путиэля, которая вышла замуж за Элазара и родила Пинхаса),20 должны быть поистине уникальными женщинами, раз Тора видела смысл в том, чтобы упомянуть в родословных их имена.
Объяснение этого момента заключается в том, что сильные стороны ребенка проявляются в связи с заслугами его матери, а трое мужчин, родившихся у упомянутых нами выше женщин, оказали несомненное влияние на систему законов иудаизма:
- Моше Рабейну сообщил еврейскому народу тонкости подавляющего большинства законов Торы;
- Элазар учил евреев законам, касающимся мировой системы правосудия;
- Пинхас создал удивительный прецедент ревности за Всевышнего и на собственном примере продемонстрировал, как должен действовать человек, который стремиться защитить Имя Бога.
Почему эти лидеры еврейского народа были столь выдающимися? Ответ: потому что они были воспитаны великими женщинами.21
Тора не очень щедра на слова об Элишеве, но, возможно, именно это и говорит нам о ней лучше всего. То была женщина, обладавшая высочайшей верой во Всевышнего, и ее поступки говорили о ней больше, чем любые слова.
Сноски
- Шмот, 6:23.
- См. Ваикра Раба, 20:2, где перечисляется пять (согласно некоторым версиям, семь) «корон», которыми она обладала.
- Бемидбар, 3:2-13.
- Дварим, 34:10.
- Мегилат Рут, 4:18-22; Диврей а-Ямим, I, 2:1-15.
- Там же.
- Бемидбар, 25:10-13.
Хотя на тот момент священнослужение уже было доверено потомкам Аарона, оно было передано только непосредственно Аарону и его сыновьям, помазанным вместе с ним, и их потомкам, рожденным после их помазания. Однако Пинхас родился до этого помазания и, соответственно, не попадал в число священнослужителей. В Трактате Зeвaxим, 101б, сказано, что Пинхас стал священнослужителем лишь после того, как проявил преданность Всевышнему и, возревновав за него, убил Зимри и Козби (см. Бемидбар, 25:6-8).
Как можно заметить, изучая историю нашего народа, за исключением короткого периода в эпоху Судей, первосвященники всегда принадлежали к роду Пинхаса.
- Бава Батра, 110a.
- Шмот, 1:15-21.
- Сота, 11б. Обратите внимание, что там же Талмуд приводит и более известную версию идентификации этих двух повитух, согласно которой это были Йохевед и ее дочь Мирьям.
- Об этом говорится сразу в нескольких источниках Мидраша, где рассказывается о том высочайшем уровне радости и удовольствия, который она испытала в тот день и который в одно мгновение превратился из ликования в траур. См. Зевахим, 102a.
- Ваикра, 10:1-2.
- Ваикра, 10:3. См. 3евахим, 115б, и Ваикра Раба, 12, где сказано следующее. В заслугу того, что Аарон смог сдержаться в этот тяжелейший момент и смиренно принять приговор Всевышнего, он был удостоен того, что сразу после этого Бог в качестве исключения обратился к нему напрямую, сказав о запрете служить в Храме, если выпили вина, хотя обычно слова Бога Моше пересказывал Аарону (Ваикра, 10:9-11).
- Шир а-Ширим Раба, 3:6 (7).
- Гильгулей Нешамот, Куф.
- Ваикра Раба, 20:11.
- Йома, 47а.
- Слово шева — в зависимости от огласовок — также может означать «клятва».
- Это некоторое упрощение идей, выраженных в Зоар II, 38б, и комментарии Шаар а-Псуким на Ваера, 6, и Шмуэль II, 11.
- Шмот, 6:25.
- Беседа о Шабат Ваера, 5731.