Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Красная нить и опасность сглаза

Действительно ли этот популярный сувенир, который многие так стремятся привезти, побывав на со Святой Земле, способен защитить от дурного влияния?

Красные ниточки — популярный символ, и немало туристов, приезжая в Израиль, покупают их себе в качестве оберега или на удачу, повязывая на запястье, а заодно и как сувенир привозят знакомым.

Эта традиция восходит к древним временам. Помню, моя бабушка тоже однажды привязала красную ленточку к моему пальто, чтобы «отвести сглаз». А одна знакомая как-то рассказала, что у них в синагоге в сувенирном магазине продаются красные ниточки и, как ей объяснили, их благословил раввин. Согласитесь, это уже нестандартно.

Вокруг таких красных нитей множество суеверий, поэтому сегодня я хочу рассказать вам историю и значение этого символа, а также поделиться несколькими советами относительно того, как же на самом деле «защититься от сглаза».

Во-первых, реален ли сглаз?

Понятие аин а-ра — буквально «злой глаз» — нередко встречается в самой разной еврейской литературе, имея в виду что-то очень глубокое в человеческой природе. Известного мудреца 2 века рабби Элиэзера однажды спросили, какого пути должен придерживаться каждый человек. И его ответом было – стремиться развивать «добрый глаз», иначе говоря, учиться во всем находить что-то положительное, видеть поводы для одобрения каждого, кто встречается на жизненном пути, и смотреть на окружающих доброжелательно и терпеливо.1

В противоположность этому можно смотреть на мир с аин а-ра, культивируя в себе осуждение, придирчивость и даже ненависть. Тора впервые упоминает о «злом глазе» в книге Дварим, когда Моше Рабейну предупреждает народ Израиля о том, что может произойти, если разжигать неприятие и негодование: «Береги себя, чтобы не было в сердце твоем негодного слова… И зло (посмотрит) твой глаз на твоего брата нищего, и ты не дашь ему» то, в чем он так нуждается.2

Вывод очевиден: когда вы смотрите на людей негативно, то не замечаете, что они в чем-то нуждаются, а потому закрываете для них свои сердца.

Да и сами вы можете оказаться объектом «злого глаза» из-за какого-то нюанса своего поведения или чего-то еще. Если вы хвастаетесь или каким-то образом обращаете внимание людей на то, как благословлены материальным или каким-либо другим видом успеха, то рискуете спровоцировать зависть и даже ненависть, а это, в сущности, и есть тот самый аин а-ра.

И, надо понимать, что такого рода зависть может повлиять на вас и на Небесах. Тора учит, что все, чем вы владеете, исходит от Всевышнего, ведь в конечном счете именно Он решает, насколько богатым, талантливым, успешным и удачливым вы будете. И поэтому, когда вы хвастаетесь удачей, то перед Престолом Всемогущего поднимается вопрос, действительно ли вы заслуживаете всего того, что получили?

Привлечение зависти и излишнего внимания к себе может вернуться к вам бумерангом, а это приведет к потере той самой удачи, которой вы хвалились.

Аин а-ра — не какая-то негативная сила, которую могут направить в вашу сторону злые люди. Это космическая система справедливости, в которой хвастовство и принятие благословений Всемогущего словно должного и заслуженного вредит вам в долгосрочной перспективе.

Уберечь себя от «сглаза»

Еще с древних времен сохранились записи о том, что евреи пытались избежать вреда от направленной на них зависти при помощи различных ухищрений, например, определенным образом складывали пальцы или декламировали определённый стих из Торы или Теилим.

Еще Талмуд упоминает, что некоторые обвязывали пальцы красными нитками, чтобы таким образом отогнать от себя сглаз, но при этом он предупреждает, что обычай этот языческий, и его следует остерегаться.3

Рав Папа, еврейский лидер 4 века, подчеркивал, что основной еврейский принцип – это вера в Бога, а не в силы колдовства. Он цитировал слова известного пророка моавитянина Билама о еврейском народе: «Ибо нет ворожбы у (народа, происходящего от) Яакова, и нет колдовства у Израиля».4 И рав Папа пояснял: «Этот стих указывает на то, что заклинания не действуют на еврейский народ».5

В наше время многие евреи используют фразу «бли аин а-ра» — буквально «(чтобы) не сглазить», когда кого-то хвалят или высказывают свое восхищение, имея в виду, что не хотят вызвать чью-то зависть или негодование, указывая на удачу человека.

Жить скромно, не выпячивая себя и свои успехи, это очень важный еврейский принцип, включающий стремление не преумножать роскошь и не выставлять напоказ свое богатство и успех.

Красная нить в еврейской традиции

В Танахе есть несколько упоминаний о красных нитях, однако это не имеет ничего общего с защитой от сглаза. Например, когда Тамар рожала близнецов, первой из ее лона показалась рука одного из них. Поскольку женщине было очень важно знать, кто из ее детей появился на свет первым, она попросила акушерку повязать красную нить вокруг запястья сына, который таким необычным образом продемонстрировал свое первородство.6

Другой пример: в древние времена в Йом Кипур первосвященник приводил в Святилище двух козлов, один из которых должен был быть принесён в жертву в святом Иерусалимском Храме, а другого полагалось, повязав ему на рог красную ленточку (или нить), отправить в пустыню, где он должен был быть убит. Позже — на основании того, стала ли красная лента на его роге белой, — можно было сделать вывод о том, приняты ли молитвы сынов Израиля и прощены ли их грехи.

Вновь этот символ появляется в истории завоевания города-крепости Йерихо. После того, как местная жительница по имени Рахав, увидевшая в событиях, происходящих с еврейским народом, волю истинного Бога, помогла двум разведчикам успешно завершить их миссию и остаться в живых, они пообещали ей, что в качестве благодарности гарантируют всей ее семье безопасность во время осады города. А чтобы еврейские воины знали, какой дом принадлежит ей, Рахав должна была привязать к окну красную веревку.7

Эти истории иногда вспоминают для того, чтобы оправдать или даже поощрить использование суеверия с красной нитью. Но на самом деле ни в одной еврейской святой книге не упомянута связь между этими эпизодами и предполагаемой защитной силой такого как бы «амулета».

Могила праматери Рахели

Обычай ношения красной нити получил широкое распространение в конце 1800-х годов, после того, как был проведен капитальный ремонт гробницы праматери Рахели и это место стало популярным для паломничества.

Рахель — одна из самых прекрасных фигур в Торе. Рожденная в семье ярого идолопоклонника, девушка, тем не менее, выросла скромной и богобоязненной. Она вышла замуж за своего двоюродного брата Яакова и стала примером благочестия, добродетели и веры.

Рахель скончалась при родах, когда на свет появился ее второй сын, Биньямин. В этот момент семья находилась на пути в Иерусалим, и поэтому она была похоронена у дороги, недалеко от современного Бейт-Лехема.

Пророк Ирмияу описывал, как Рахель плакала и молилась у Престола Всевышнего за свой народ, когда сыны Израиля были изгнаны из своей земли и шли в изгнание по дороге рядом с местом захоронения праматери. «Так сказал Господь: слышится голос в Раме, вопль (и) горькое рыдание: Рахель оплакивает сыновей своих; не хочет она утешиться из-за детей своих, ибо не стало их» в их доме.8

Еврейская традиция учит, что однажды именно благодаря молитве Рахели Всевышний смягчится и положит конец нашему изгнанию.

Из поколения в поколение евреи шли к могиле Рахели, чтобы вознести свои мольбы к Небесам. В конце 1800-х годов известный британский еврейский филантроп сэр Мозес Монтефиоре и его супруга леди Джудит отреставрировали гробницу праматери и построили рядом с ней прекрасную синагогу.

В то время еврейское население Земли Израиля стремительно росло, и это место стало пользоваться большой популярностью у тех, кто, многое пережив, хотел помолиться и излить свое сердце перед Всевышним.

Примерно в тот же период люди начали проводить в гробнице очень своеобразный ритуал с красной нитью. Авраам Шмуэль Хершберг посетил это место примерно в 1900 году и написал, какое там множество мужчин и женщин. «И есть такие, которые стоят и обматывают красные нитки вокруг гробницы, а затем используют их для исцеления больных».9

Действительно, со временем у многих стало принято брать клубок красных нитей и обматывать им гробницу Рахели (при этом некоторые утверждают, что одним клубком нужно обмотать семь раз). Считается, что тогда ниточка приобретает особые чудодейственные свойства.

Если спросите тех, кто увлечен этой темой, они ответят, что действительно существует такая вещь, как «настоящая» еврейская красная ниточка, которая подверглась фокусу-покусу на могиле праматери Рахели. А уж действительно ли проводили этот ритуал со столькими «волшебными» красными нитями, выставленными на продажу в Израиле и по всему миру, остается только гадать.

Верьте не в ниточки — в Бога

Израильский исследователь доктор Элли Теман отмечает, что ношение красных ниточек на запястьях стало гораздо более популярным за последние несколько десятилетий, причем как в Израиле, так и в еврейских общинах за его пределами.10

Однако Тора ясно дает понять, что евреи должны держаться подальше от магии и всякого рода суеверий.11 Если вам хочется носить красную нитку как украшение, потому что считаете, что это красиво, то пожалуйста. Но не следует ожидать, что она будет иметь большее значение, силу или смысл, нежели любые другие украшения, которые вы носите.

А если вам действительно хочется избежать сглаза, то почти 3 000 лет назад пророк Миха дал верный рецепт, как это сделать: «Господь требует от тебя: только вершить правосудие, и любить милосердие, и скромно ходить пред Богом твоим».12

Так что живите просто и честно, и вместо того, чтобы зацикливаться на том, чем таким уж особенным обладаете, сконцентрируйтесь на хорошем, которое можете сделать для других. Это несравнимо более мощный способ защитить себя, чем повязывать красную нитку.

Сноски

  1. Пиркей Авот, 2:10.
  2. Дварим, 15:9.
  3. Тосефта, Шабат, 7:1.
  4. Бемидбар, 23:23.
  5. Талмуд, Псахим, 111а.
  6. Берешит, 38:27-30.
  7. Йеошуа, 2:18.
  8. Ирмияу, 31:14.
  9. Цитата из книги Сьюзен Старр Серед «Гробница Рахели: развитие культа». Ежеквартальный выпуск Еврейских Исследований, т. 2, № 2 [1995], стр. 103-148.
  10.  Элли Теман, «Красная нить: культурная история еврейского народного символа». Еврейские Культурные Исследования, Броннер, изд. [2008], стр. 28-57.
  11.  Дварим, 18:9.
  12.  Миха, 6:8.

Источник

Была ли эта информация полезной?

Да (3)
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому
Имрей Ноам Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications