«Как делают в стране Египта, где вы жили, не делайте» (18:1-3).
Как пишет Раши, эта фраза из Торы показывает, что поступки египтян были хуже, чем у всех остальных народов, а место, где жили евреи, – хуже всех. И тут возникает вопрос, неужели именно действиям египтян нельзя уподобляться, поскольку они – самые испорченные. Но разве другим народам уподобляться можно?
Чтобы дать ответ, приведу следующий случай из моей жизни. Меня пригласили выступить в одном месте. Люди собрались, я взошел на трибуну, и вдруг в помещение врывается человек с развивающимися волосами и с серьгами в ушах. На голову он положил кипу, но она была похожа на перевернутую миску на бушующих морских волнах. Он обратился ко мне, сказал, что он представитель распространенной в Израиле газеты и просит разрешение взять интервью у участников.
«Я и сам здесь гость, – сказал я, – спросите у организаторов».
Он пошел спросить их, а я начал свою речь. Потом он сел и стал слушать. Он открывал рот, когда все открывали, и смеялся вместе со всеми. После окончания моего выступления он сунул микрофон в лицо одному из слушателей.
«Скажите, – спросил он, – Вы из религиозной семьи?»
«Нет, – ответил тот, – я сам пришел к вере».
«Скажите, в таком случае, кто на ваш взгляд получит большую награду в будущем мире: Вы или религиозный человек из Бней-Брака?»
Я стал думать о том, какой ответ мог бы дать сам. Ясно, что «там, где стоят вернувшиеся к вере, даже совершенные праведники не могут стоять». Но человек, у которого брали интервью, сказал совсем иначе: «Несомненно, тот из Бней-Брака».
Казалось, журналист и сам думал так же, как я, и был удивлен таким ответом. «Почему? – спросил он, – из-за того, что он больше изучал Тору?»
«Нет, не поэтому, – прозвучал ответ, – понимаете, я пришел к религии, потому что я знаком с тем, что творится на улице, с бессмысленностью и пустотой в сердцах людей; знаком с пороками и нравственными недугами. Я знаю, что от этого некуда бежать, если не принять на себя волю Творца и не начать жить по Торе. Я попросту спасал свою жизнь. За это мне не полагается награды. Если я ее получу, это будет акт чистого милосердия со стороны Всевышнего.
А мой религиозный сверстник из Бней-Брака рос в мире религии. Ему может казаться, что снаружи кипит разнообразная и привлекательная жизнь. Он незнаком с ней и ничего не ведает о ее худших сторонах. Он может подумать, что в ней есть, что искать, но все-таки предпочитает оставаться в «шатрах Торы». За это ему и полагается награда!» Мне захотелось спуститься с трибуны и поцеловать его. Какое ясное восприятие жизни и понимание! Какой глубокий взгляд на истину!
«Всевышний хотел удостоить Израиль (слова «удостоить» и «очистить» имеют тот же корень) и потому преумножил для него Тору и заповеди» (Макот 23 а). Но, возможно, некоторые спросят: зачем вам столько ограничений и оград, столько запретов и стараний дистанцироваться от мира? Что случится, если не будем хранить и соблюдать? кфукуцйк
Всевышний в далеком прошлом привел нас в Египет, полный нечистоты и скверны, чтобы показать и проиллюстрировать: «Здесь вы своими глазами увидите, до чего можно докатиться…» (Рав Янкале Галинский)