Попытка частично понять необъяснимые законы
Следующая статья познакомит вас с комментарием рава Ш.Р.Гирша на главу Мишпатим. Он объясняет одну из причин запрета смешивания мясного и молочного как основу кашрута. Нам известно, что в бесконечной своей мудрости Творец вложил в свои заповеди глубочайшие идеи.
Если под «мишпатим» понимаются те законы и заповеди, целесообразность, полезность и правильность которых вполне может быть объяснена с помощью логики, то «хуким» — это совершенно другое. Это законы, смысл которых невозможно понять и объяснить ограниченным человеческим разумом, но которые следуют неукоснительно исполнять, ибо они являются прямым повелением Бога, переданным Им через данную евреям Тору.
Это не означает, конечно, что мы совершенно не должны задумываться над их смыслом и пытаться понять их целесообразность. Просто, в поисках ответов на вопросы об этой самой целесообразности, человек должен быть готов к тому, что он их не найдет. И независимо от того, известны ему эти ответы или нет, он все равно должен выполнять эти заповеди.
Во- первых, потому, что так заповедовал Б-г, а выполнение Его воли является главной жизненной задачей еврея. Во-вторых, потому, что если Бог повелел следовать этому закону, значит, он имеет глубинный, космический, то есть влияющий как на самого человека, так и на все мироздание смысл. А в-третьих, потому, что Б-г никогда не повелит чего-то, что идет во вред человеку. Напротив, все Его заповеди, как бы ни был туманен их смысл, всегда направлены нам на пользу. Мы и близко не можем подойти к осознанию полной картины Его замыслов, но у нас есть возможность попытаться взглянуть на некоторые аспекты его запретов и указаний.
Иными словами, мы можем постичь долю этой мудрости.
Символичность запрета «Не вари козленка в молоке его матери»
Одна из известных нам причин запретов есть не кошерную еду заключается в ее отрицательном воздействии на сознание и эмоции. Это следует из следующих псуким:
«43 Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся гадом и не оскверняйтесь ими, так как станете через них нечистыми.
44 Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят, и не оскверняйте душ ваших никаким гадом, ползающим по земле;
45 Потому что Я Г-сподь, выведший вас из земли Египетской, чтоб быть вам Б-гом. Будьте же святы, потому что свят Я.
46 Вот закон о скоте и о птицах, и о всяком существе, движущемся в воде, и о всяком существе, пресмыкающемся по земле;
47 Чтобы различать между нечистым и чистым, и между животным, которое можно есть, и животным, которое не может быть едомо».
(Ваикра, 11:43-47)
Однако для запрета смешивания молочного и мясного такого объяснения недостаточно по той причине, что запрет наложен не только на употребление в пищу такой смеси, но также и на ее приготовление, и даже на любую пользу, которую можно извлечь из нее (например, на продажу).
В этом смысле запрет смеси мяса с молоком подобен, например, запрету шаатнез (смеси льна и шерсти). Единственное, что возможно сделать со смесью молока и мяса – уничтожить ее.
Внимательный взгляд на псуким в Торе, рассказывающие об этом запрете, приводит к выводу, что главная проблема смеси молока и мяса – процесс ее приготовления, варки.
Основная причина запрета смеси молочного и мясного не в ее возможном негативном воздействии на человека, а в символике[i] [ii]«варки козленка в молоке его матери».
В этом смысле запрет похож на запрет использования в пищу квасного (хамец) в Песах, который тоже символичен, а также на запрет употребления в пищу сухожилия животного, называемого гид ѓа-наше, связанный с историей противоборства праотца Яакова с ангелом Эйсава.
Запрет смешивания молока с мясом относится к запретам, призванным напоминать человеку о Творце, в тот момент, когда он занят использованием животного и растительного миров, данных ему Создателем – в сельском хозяйстве (запрет скрещивания некоторых видов растений), работе (запрет запрягать осла и быка в одной упряжке), одежде (запрет шаатнез – смеси льна и шерсти) – а здесь – в получении удовольствия от пищи.
Каждое творение выполняет свою роль в мире
Творец создал различные виды растений и животных, каждый из которых существует в рамках данных ему природных законов, и все они призваны служить человеку в исполнении его миссии в этом мире. Они остаются верны собственной цели творения, и, подобно им, человек обязан ступать по пути, который обозначил для него Создатель.
И именно для того, чтобы не допустить скатывания человека до животного состояния, более того – чтобы помочь ему подняться на новые духовные ступени, Бог и ввел общие для всего человечества законы, налагающие определенные запреты в области питания.
Многие заповеди служат напоминанием о нашей высокой миссии, и одна из главных – запрет смешивания мясного и молочного.
В тот самый момент, когда мы готовы к использованию в качестве разных блюд мяса животного, подаренного нам Творцом для питания, мы нуждаемся в предостережении, дабы не забыть нашей высшей цели. Даже в момент трапезы, когда мясному блюду предстоит перевариться и заполнить наш желудок, несмотря на то, что мы употребляем в пищу лишь разрешенные Создателем виды мясных продуктов, все же мы должны быть осторожны, чтобы наше тело возвысило съеденную пищу до нашей высшей цели, а не наоборот: потянулось за животными инстинктами, содержащимися в мясе, и опустилось до уровня животного мира.
С этой точки зрения, запрет смешивания мяса и молока открывается нам в новом свете. Этот запрет будто сообщает нам: «Храните святость Торы, помните, что ее управление начинается не только с сознания еврея, а пронизывает все творения, все волокна живых существ». Тора представляет собой не более чем подробную инструкцию как жить для одного из примеров творения – еврея.
Как можно объяснить вовлечение этого запрета практически в каждую сферу управления нашим домом?
Ни один другой запрет не доминирует настолько на еврейской кухне, как разделение молочного и мясного. И более, чем другие запреты, этот запрет является непосредственным посланием от Г-спода, дабы мы вспомнили о наших обязанностях в качестве евреев.[iii]
Физиология животных
Давайте рассмотрим физиологические функции каждой из этих материй (мяса и молока), чтобы глубже оценить смысл запрета.
Питание и размножение – самые низшие функции органической жизни, то есть жизни растения. Оно выполняет оба процесса пассивно, всем своим существованием. Как только на смену пассивности приходит тело, способное чувствовать и передвигаться – организм превращается в животный.
В наиболее развитых животных две эти системы – вегетативная (размножение и питание) и животная (передвижение и ощущение, чувство) – связаны, но оперируют по отдельности.
В млекопитающем «животная» составляющая целиком и полностью подчинена нуждам вегетативной системы. Функции питания и размножения – единственные потребности, которые ощущает животное, и активизирует свою способность передвигаться для удовлетворения этих нужд. В этом смысле животное является тем же растением, только обладающим «дыханием жизни».
Материя, наиболее ярко представляющая «вегетативную» функцию животного (млекопитающего) – это его молоко. Молоко есть набор питательных элементов, призванных обеспечить продолжение рода.
Наиболее «животная» составляющая млекопитающего – его мясо.
Физиологическая значимость этих двух материй еще более прослеживается в выборе слов, которыми Тора формулирует этот запрет: «козленок в молоке его матери». Козленок – существо, только что отделившееся от тела матери, и молоко, питающее его.
Человек обладает душой
Человек же отличен от животного. Как и у второго, в человеке соединены две системы – вегетативная и животная – он также нуждается в питании и размножении, и способен передвигаться и чувствовать.
Однако его отличает третья составляющая – его Б-жественная
душа, которую вдохнул в него Творец – дух мудрости, понимания, которые поднимается над животными инстинктами и чувствами, и свобода выбора: выше инстинктов, побуждающих животного передвигаться.
Душа способна управлять вегетативным и животным элементами, превращая, таким образом, человека в человека.
В человеке чувства и передвижения не должны управляться его потребностями в пище и процессе размножения.
В животном его системы пищеварения, размножения и передвижения находятся на одном уровне, в то время как у человека вегетативная и животная составляющие подчинены голове, возвышающейся над ними.
Задача человека — управлять системами своего организма в желании служить Творцу так, как Он заповедовал.
Таким образом, метод, которым молоко и мясо поступают в тело человека, должен отличаться от взаимоотношений, связывавших их в теле животного.
Два элемента не должны перемешиваться, а обязаны оба подчиняться человеческой душе.
Если бы человек варил мясо в молоке, это символизировало бы противоположность его сути и призванию. В процессе варки мясо символически «подчиняется» молоку, животная система — растительной.
Такая смесь унизила бы человека, обладающего свободой выбора, до не свободного животного.
Поэтому запрещено готовить и использовать такую смесь, а не только непосредственно употреблять ее в пищу.
[i]В ряде комментариев встречается и другое объяснение этого запрета, истолковывающее процесс приготовления мяса животного в молоке его матери как нечто противоестественное, несовместимое с понятиями о нравственности и гуманизме. Сторонники такого взгляда связывают данный запрет с другими законами Пятикнижия, требующими гуманного отношения к животным, — например, с запретом отгонять от гнезда птицу, сидящую на яйцах, брать из гнезда птенцов вместе с птицей-матерью, забивать корову и рожденного ею теленка в один день и т. д. Они обращают внимание на то, что инстинкт материнства — это единственный альтруистический инстинкт, присущий животным, и варить детеныша в молоке его матери, выработанном для того, чтобы этого детеныша вскармливать, является, по сути дела, кощунством, преступлением против материнства как такового.
Но и с этой точки зрения призыв «Не вари козленка в молоке матери его» имеет, прежде всего, символический смысл: не кощунствуй, не преступай все мыслимые и немыслимые границы жестокости, не смешивай совершенно несовместимые друг с другом понятия и сущности.
[ii] В первый раз в Торе этот запрет упоминается в отрывке, повелевающем праздновать праздники начала и окончания сбора урожая. Именно в эти связанные с землей праздники у евреев мог возникнуть соблазн позаимствовать какие-то обычаи и суеверия у язычников и усесться за котлом, в котором мясо козленка варилось в молоке козы. И потому сама заповедь напоминает призыв к еврею: не делай той мерзости, которую делают языческие народы, ни в коем случае не уподобляйся им.
[iii] Рамбам считал, что обычай варить мясо молочных козлят, ягнят и т. д. в молоке был чрезвычайно распространен в древности у языческих народов. И выдвигая в качестве категорической заповеди призыв «Не вари козленка в молоке матери его», еврейская Тора еще раз предостерегала евреев от идолопоклонства и использования каких-либо форм язычества в своей жизни. Мнение Рамбама подтверждается историками: обычай варить теленка или козленка в молоке был распространен у многих древних народов. Европы, веривших, что такое варево, будучи вылито на землю, способствует ее плодородию.