«И явил Себя ему Г-сподь в Элоне-Мамре… И поднял он глаза свои и увидел: вот три мужа стоят над ним, и увидел и побежал им навстречу от входа шатра, и поклонился он до земли» (Берешит, 18:1-2).
Наши мудрецы (Шаббат, 127а) учили из этого стиха, что гостеприимство важнее, чем принятие лика Творца, ведь тут мы видим, что Авраѓам «оставляет» Г-спода и бежит навстречу гостям.
На первый взгляд, это утверждение непонятно: что может быть важнее почета, который человек должен оказывать Г-споду? Весь мир был создан для этой цели, как сказано (Пиркей Авот, 6:11): «Все, что создал Святой, благословен Он, – создал Он во славу Свою»!
На этот вопрос отвечает Маараль («Нетивот а-Олам», часть «Гмилут Хасадим», 4-ая глава) следующим образом: принимая гостя, еврей оказывает Творцу больший почет, нежели принимая «лик Творца», поскольку человек был создан по образу и подобию Б-га (поэтому, принимая гостя, мы почитаем образ и подобие Творца).
Когда же человек принимает лик Творца, хотя он и получает пророчество от Г-спода, но Его самого человек не видит (ведь невозможно увидеть Творца, как сказано (Шмот, 33:20): «Ибо не увидит Меня человек»). И так говорят наши мудрецы (Пиркей Авот, 3:14): «Любим человек, что был создан по образу и подобию [Творца]».
Помимо выражения почета к ближнему, человек, исполняя заповеди о гостеприимстве, удостаивается исполнения сказанного: «И будешь ходить Его путями» (Дварим, 28:9). Пишет Рамбам («Книга Заповедей», повелительные заповеди): «8-ая заповедь – повеление уподобиться Ему, да будет Он благословен, в меру наших возможностей. И об этом Его слова: “И будешь ходить Его путями” (Дварим, 28:9)… И это объясняется в Сифри: “Как Святой, благословен Он, милует – так и ты милуй. Святой, благословен Он, милосерден, так и ты будь милосердным. Святой, благословен Он, праведен – и ты будь праведным. Святой, благословен Он, благочестив – и ты будь благочестивым”». Рамбам добавляет, что необходимо «следовать Его добрым делам и перенимать те свойства, которыми описывается Б-г».
Рамхаль («Дерех Ашем», 1:2) пишет, что цель создания человека была в том, чтобы тот приблизился к Г-споду и тем самым получил самое большое благо, какое только возможно. Идя путями Творца, человек всё больше приближается к Г-споду, нежели принимая Его лик (пророчество), ведь посредством этих действий он сам уподобляется Всевышнему.