Идея Гафтары, которую читают в Шабат Хазон, сегодня важна не менее, чем 27 веков назад, а может, и более.
Во всем Танахе найдется только несколько фрагментов, более эмоциональных, чем первая глава книги пророка Йешаяу. Речь идет о его великом видении — на иврите это хазон, что и дало название Шабату перед постом 9 Ава.
Как известно, 9 Ава — самый трагический день в еврейском календаре за всю историю нашего народа.
Это пророчество не только жемчужина литературы, оно содержит в себе одну из великих истин, которая нам говорит о том, что, пренебрегая такими ценностями, как честность и справедливость, общество не может встать на путь процветания. И в наше время эта идея не менее актуальна, чем во времена Йешаяу, а может, и более.
Талмуд1 утверждает, что, когда мы покинем эту жизнь и окажемся в грядущем мире, первый вопрос, на который нам предстоит ответить на Суде, будет не на религиозную тему — типа «Выделял ли ты время на изучение Торы?», а, казалось бы, на довольно далекую от нее: «Был ли ты честным (бе-эмуна) в бизнесе?»
Было время, когда я удивлялся, как мудрецы с уверенностью могли о таком говорить? Все-таки смерть — «неизведанная страна, откуда не возвращается ни один путник». Откуда им было знать, что именно так со всеми происходит? Теперь я понимаю, что ответ содержится в том же отрывке из книги Йешаяу:
«Как город верный (нээмана), исполненный правосудия, стал блудницей! Праведность обитала в нем, а ныне – убийцы. Серебро твое стало с примесью, вино твое разбавлено водою. Главы твои – отступники и сообщники воров; все они любят взятки и гонятся за мздою; сироту не судят они (справедливо), и тяжба вдовы не доходит до них».2
«К чему Мне множество жертв ваших?»
Судьба Иерусалима была предрешена не потому, что его жители отошли от религиозной жизни, просто люди оказались неспособны действовать честно. Ведя бизнес, хитрили, чтобы увеличить прибыль, при этом шанс оказаться разоблаченными был минимальным: смешивали серебро с неблагородными металлами, разбавляли вино. Были озабочены только собственным обогащением, не обращая внимания на то, что от их методов страдают другие.
Политическая система тоже насквозь прогнила. Высокопоставленные чиновники использовали свое положение в личных целях. Знали об этом простые люди или только подозревали, точно неизвестно. Йешаяу не утверждает, что в своем пророчестве сообщает им что-то новое; он не рассчитывал, что его слушатели будут удивлены. Сам тот факт, что народ не ожидал от своих лидеров проявления лучших моральных качеств, очевидный признак нравственного упадка.
В этом и заключается реальная опасность, как говорит пророк. Нечестность и коррупция, возведенные в норму, которую люди принимают как данность, рушит мораль общества, провоцирует цинизм, увеличивает пропасть между богатыми, могущественными и бедными, бесправными. Все это приводит к деградации общества, заставляя людей думать, а почему они должны чем-то жертвовать ради общего блага, если все остальные преследуют только личную выгоду? Народ в таком состоянии болен и идет по пути саморазрушения.
Йешаяу обращает внимание общества на происходящие процессы и со свойственными ему мощной силой слова, с сокрушительной ясностью говорит еще о том, что действия, обычно помогающие религиозным людям укреплять связь с Творцом, в случае, если они сохраняют моральные ценности, в обратной ситуации способствуют разрушению этой связи, становясь частью самой проблемы.
Даже для последователей монотеистического учения, которым является, в частности, иудаизм, всегда было искушение соскользнуть к «мышлению магов», считая, будто можно искупить свои грехи и грехи общества частыми посещениями Храма, принесением жертв, демонстрацией благочестия. Но, как справедливо замечает Йешаяу, это только еще больше усиливает гнев Бога:
«К чему Мне множество жертв ваших? — говорит Господь. — Пресыщен Я всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови быков и овец и козлов не желаю Я. Когда вы приходите, чтобы предстать предо Мной, кто просит вас топтать дворы Мои? Не приносите больше пустого дара; воскурение —мерзость для Меня; собраний, которые вы собираете в начале нового месяца и в субботы, не терплю Я — беззакония с празднеством. (Жертвы) ваши в начале нового месяца и празднества ваши ненавистны стали душе Моей, обузою они стали для Меня: устал Я терпеть их. И когда вы протянете руки ваши, Я отвращу от вас глаза Мои; и сколько бы вы ни молились, Я не слышу; руки ваши полны были крови».3
Развращенный человек уверен не только в том, что может обмануть своих собратьев, он верит, что способен обмануть даже Бога.
Мораль и экономика
Когда моральные устои в сферах бизнеса, финансов, торговли и политики начинают рушиться, людьми овладевает некое коллективное безумие. Мудрецы назвали этого «адам бахуль аль мамоно», что означает, грубо говоря, «деньги заставляют нас совершать дикие вещи».
Люди начинают верить, что живут сказочной жизнью: им сопутствует удача, они застрахованы от неудач и никогда не будут разоблачены. В результате это приводит к мысли «подкупить» Бога, чтобы Он «отвернулся», не замечая их прегрешений. Как итог — все переворачивается с ног на голову, и сильнее всего страдают те, кто меньше всего этого заслуживает.
Принимая Божественное откровение, Йешаяу произносит пророчество, которое вроде бы относится исключительно к духовной сфере жизни, однако на самом деле это имеет широкие последствия для экономики и политики во все времена и при желании может быть легко переформулировано светским языком.
Рыночная экономика всегда должна следовать моральным ценностям. В отсутствие этого в конечном итоге она потерпит неудачу.
Раньше среди тех, кто поверхностно читал Адама Смита, так называемого «пророка свободной торговли», существовало убеждение, будто рыночная экономика абсолютно не зависит от морали, в подтверждение этого цитировались его слова: «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и говорим им вовсе не о наших нуждах, а об их выгодах».4
Гениальность такой системы для поверхностного читателя заключалась в том, что, в сущности, она возводила личный интерес на пьедестал общего блага. А мораль уже не являлась частью системы. Она была не нужна.
Но это было неправильное прочтение Смита, который на самом деле очень серьезно относился к морали и даже написал книгу под названием «Теория нравственных чувств», и к тому же совершенно неправильное понимание экономики.
«Дилемма заключенного»
Два столетия спустя это стало ясно из теории игр, фундаментальная проблема которой была обозначена как «дилемма заключенного» (или «дилемма бандита»)).
Не вдаваясь в детали, речь идет о воображаемых двух преступниках, оказавшихся перед выбором, что же им делать: молчать, признаться или переложить вину на другого? Результат решения каждого зависел бы от того, как повел себя второй, но это не могло быть заранее известно, поскольку преступников изолировали друг от друга.
Становится очевидным, что в таком случае — если оба человека будут действовать исключительно рационально — они не станут сотрудничать, потому что исходят только из своих собственных интересов, при этом большее преимущество имеет тот, кто подставляет другого. В итоге результат оказывается плачевным для обоих. Но если бы они стремились друг другу помочь, то как минимум для одного из них добились бы лучшего положения. Это опровергает основную предпосылку рыночной экономики, согласно которой преследование собственных интересов служит общему благу.
В этой дилемме негативного исхода для заключенных можно было бы избежать только в том случае, если эти двое уже неоднократно побывали в подобной ситуации. В конце концов, они осознали бы, что эгоистичными решениями причиняют вред не только один другому, но и каждый себе. Учась сотрудничать, что возможно только при взаимном доверии, они старались бы сохранять доверие партнера, поступая в отношении него честно и порядочно.
Другими словами, рыночная экономика зависит от морального достоинства каждого, что сам по себе рынок не формирует и может даже подорвать. Потому что, если рынок — это только погоня за прибылью, которую можно получить еще и за чужой счет, то, прежде всего, это приведет к нечестному ведению дел («Серебро твое стало с примесью, вино твое разбавлено водою»), затем к подрыву доверия, и, наконец, к краху самого рынка.
Классический пример этого произошел после мирового финансового кризиса 2007-2008 годов, начавшегося в США. В течение десятилетия банки использовали сомнительные методы, в частности, субстандартную ипотеку5 и секьюритизацию риска6 при помощи настолько сложных финансовых инструментов, что даже сами банкиры позже признавались, что не полностью их понимают. И все же банки продолжали использовать такие методы, хотя Уоррен Баффет, настоящий эксперт в области инвестиций, в 2002 году предупредил о том, что низкокачественные ипотечные кредиты являются «инструментами массового финансового разрушения».
Результатом, как мы знаем, стал серьезный ипотечный кризис. Однако источником последовавшего за этим спада мировой экономики был не он. Спад наметился из-за того, что банки перестали доверять друг другу, и в одной стране за другой экономика вставала на паузу.
Верность и доверие
Ключевое слово, которое используют Йешаяу и наши мудрецы, это эмуна, означающее одновременно «верность» и «доверие». В Гафтаре Шабата Хазон пророк дважды повторяет: киръйа нээмана — «верный город». А мудрецы говорят, что нас спросят на небесах: «Вел ли ты свои дела бе-эмуна?», что означает «таким образом, чтобы вызывать доверие».
Рыночная экономика очень зависит от доверия. Попробуйте обойтись без доверия, полагаясь только на контракты, юристов, регламенты и надзорные органы, и вы увидите, что это вызовет еще больше скандалов, крахов и кризисов, поскольку изобретательность тех, кто стремится обойти правила, всегда превосходит изобретательность тех, чья работа заключается в их соблюдении.
Единственный безопасный регулирующий орган общественности — это ее коллективная совесть, голос Бога в каждом человеческом сердце, запрещающий нам делать то, что, как мы знаем, неправильно, хотя порой все же надеемся, что это сойдет нам с рук.
Предупреждение Йешаяу сейчас не менее актуально, чем 27 веков назад, когда оно было произнесено. Если мораль отсутствует, а экономика и политика руководствуются исключительно личными интересами, доверие покидает человеческие отношения и буквально на глазах полотно общества начинает расползаться. Так начинался закат всех великих сверхдержав, и здесь нет ни единого исключения.
В долгосрочной перспективе факты убедительно учат, что лучше следовать наставлениям пророков, чем гнаться за прибылью.
Сноски
- Шабат, 31а.
- Йешаяу, 1:21–23.
- Йешаяу, 1:11-15.
- Адам Смит, «Исследование о природе и причинах богатства народов», т. 1, гл. 2.
- Ипотечный кредит, который может быть выдан заемщику с ненадежной или очень короткой кредитной историей.
- Использование ценных бумаг или финансовых договоров (например, акций и т.д.) для передачи риска случайного ущерба, который обычно передается при помощи страхования.