С начала месяца Элуль мы начитаем особенно готовиться к великим дням трепета – Рош а-Шана, Десять Дней Раскаяния и Йом Киппур. Это время пересмотра ценностей, время принятия решений на будущее. Великий раввин Брест-Литовска, рав Ицхак Зэев Соловейчик, иллюстрировал это особенное время вот какой притчей. Еврей рискует нелегально бежать за рубеж в поисках лучшей доли. Граница охраняется надежно и в случае неуспеха его ждет строгое наказание. Еврей трепещет. Проводник волнуется, ведь и его по головке не погладят. Единственно кто спит спокойно — это лошадь, ее ничего не беспокоит. «Аека?!» — «Где ты?!». Кто ты: лошадь или человек? Решается вопрос жизни и смерти!
Наш союз с Творцом на святом языке называется «брит». Но брит – это не просто союз, это подлинное единение. Сказано в книге «Зоар», что Всевышний, Тора и народ Израиля – едины. Простое понимание этих слов состоит в том, что при помощи Торы наш народ прилепляется к Творцу. Месяц Элуль особо благоприятен для единения с Всевышним. В новомесячье Элуль Мошэ-рабейну поднимается на гору Синай для того, чтобы получить Вторые Скрижали Завета. Один из намеков на месяц Элуль в Писании – это фраза из «Шир а-Ширим»[1]: «Ани ле-Доди вэ-Доди Ли» – «Я другу своему, а друг мой – мне». Начальные буквы слов этой фразы образуют слово Элуль, а числовое значение («гиматрия») букв, которыми заканчивается этот стих равно 40, что соответствует числу дней, проведенных Мошэ на горе Синай во время получения Скрижалей. «Я другу своему, а друг мой – мне» – это выражение нашего единения с Творцом, а нерушимое связующее звено этого союза – Тора.
[1] 6:3.