Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Подготовка медикаментов к использованию и поведение больного в субботу и праздники

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Все упаковки с лекарствами, если это не повредит лекарству, следует открыть до субботы. В случае если этого не сделали, разрешено открыть упаковку в субботу, не портя при этом букв, отпечатанных на упаковке. Если медицинский препарат находится в бутылке или баночке, крышку которой для того, чтобы открыть, необходимо отсоединить он нижней части, то перед тем, как открутить крышку, следует проделать в ней достаточно большое отверстие.

Разрешено в субботу разделить таблетку надвое, а также растереть ее в порошок. Разрешено перемешать порошок с водой для того, чтобы приготовить жидкую микстуру.

Больному, которого в субботу медсестра попросила измерить температуру (ртутным градусником) и сообщить ей результат, который она должна внести в историю болезни, разрешено исполнить ее указание, хотя он способствует тому, что медсестра будет писать, нарушая тем самым субботу. Ибо если он откажется, медсестра запишет, что больной не согласился сообщить результаты проверки и произойдет еще большее нарушение субботы, т.к. в этом случае будет написано большее число букв. По возможности всегда следует стараться, чтобы действия, запрещенные Торой или мудрецами еврею в субботу, делали врачи или медсестры неевреи.

В случае, когда невозможно проведать больного в будние дни, разрешено это сделать в субботу или в праздники[1]. Разрешено в субботу и в праздники молиться за выздоровление опасных больных[2].

Инвалидной коляской с электроприводом разрешено пользоваться в субботу, только если перевести ее в механический режим. Везти в субботу человека, сидящего в инвалидной коляске разрешено только в тех местах, где установлен ирув. В случае, когда это требуется для исполнения заповеди, разрешено попросить нееврея везти инвалида, сидящего в инвалидной коляске, в том месте, где перенос вещей запрещен мудрецами, но предварительно необходимо вынуть из коляски вещи, в которых нет острой нужды для больного. Если есть необходимость пользоваться инвалидной коляской в местах, где перемещение предметов в субботу запрещено Торой, нужно выяснить у раввина, как следует поступить в каждой конкретной ситуации. В праздники разрешено еврею везти инвалидную коляску (механическую) в любом месте. В субботу разрешено носить лечебный браслет даже в месте, не окруженном ирувом[3].

Представляется целесообразным привести хотя-бы частичный перечень предметов, которые могут быть необходимы человеку для его физических или медицинских потребностей, с которыми в субботу разрешено выходить в общественное место, не огражденное ирувом, при условии, что они прочно присоединены к телу человека или к его одежде в привычном для них месте: слуховой аппарат; приспособление для исправления зубов, приспособление для выпрямления спины, приспособление для уменьшения болей в спине; бинт, в том числе эластичный; гипс; повязка для поддержания на весу сломанной руки; протез; гигиеническая прокладка; ортопедические стельки; катетер. Поскольку есть еще множество предметов необходимых больному человеку для пользования вне дома, следует в отношении каждого из них отдельно выяснить у раввина, разрешено ли с ним выходить в места, не огражденные ирувом.

Зажигание субботних свечей, кидуш и авдала

Женщина, которая находится в субботу в больнице, в случае если ей позволяет ее состояние, должна зажечь субботние свечи в больнице. Благословляет ли она на зажигание субботних свечей, зависит от ряда условий: в каком месте будут находиться свечи, горят ли в том месте свечи, зажженные другими людьми и так далее. Поэтому для каждой ситуации необходимо выяснить у раввина, следует ли произносить благословение на зажигание субботних свечей. Если мужчина, жена которого находится в субботу в больнице, проводит субботу дома, он дома зажигает субботние свечи, произнося при этом соответствующее благословение, даже если его жена зажигает субботние свечи в больнице. Если роженице или больной женщине тяжело встать для того, чтобы зажечь субботние свечи, ей могут принести поднос со свечами, и после того, как она их зажжет, отнести его на отведенное для этого место. Если в больнице не разрешают зажигать свечи, вместо них следует зажечь электрические фонарики, в которых установлена лампа накаливания (но не «холодные» виды ламп) и произнести при этом то же благословление, которое она произносит во время зажигания субботних свечей[4].

В обычной ситуации, женщина, забывшая зажечь субботние свечи, в дополнении к обычному числу свечей в качестве штрафа (за каждое такое забывание) в последующие разы зажигает еще одну свечу. Если свечи не были зажжены вследствие болезни, на нее данный штраф не распространяется, и она продолжает зажигать обычное число свечей[5].

Как правило, с зажиганием свечей женщина принимает на себя святость субботы, и пока она не исполнит заповедь кидуш, ей запрещено есть и пить. Роженица, кормящая мать или больная женщина, которой необходимо есть, во время зажигания свечей, должна мысленно решить, что в этот раз она не принимает на себя святость субботы, и в таком случае ей разрешено есть и пить до захода солнца. Она также может сделать кидуш сразу после зажигания субботних свечей и продолжать есть и пить. Если состояние здоровья не позволяет ей сделать кидуш и нет никого другого, кто мог бы сделать для нее кидуш, при необходимости ей разрешено есть и пить даже без кидуша[6].

Больной, который не может принимать пищу естественным образом (т.е. его питание осуществляется при помощи зонда), не делает кидуш, а только произносит отрывок из Пятикнижия, начинающийся словами «Ва-Йехулу а-Шамаим вэ-а-Арэц».

Больной, который не может выпить даже такое количество вина, которое ему помещается за одну щеку (в среднем 40 миллилитров) или съесть хотя бы тридцать кубических сантиметров хлебобулочных изделий, не делает вечерний кидуш. Утром, когда невозможно исполнить заповедь кидуш пользуясь хлебом, больной, который не может выпить даже такое количество вина, которое ему помещается за одну щеку, даже если он в состоянии есть хлеб, не делает кидуш. Однако было бы правильно, чтобы такой больной и вечером, и днем внимательно послушал, как произносит кидуш человек, который обязан его прочитать. При этом человек, произносящий кидуш должен иметь в виду, что он делает это и для больного, который его слушает. Больной в свою очередь должен внимать каждому слову, которое читает благословляющий, имея в виду, что кидуш произносится и для него, а в завершении благословления ответить «Амень»[7].

Больной, которому утром необходимо принять пищу до молитвы, перед тем как начать трапезу, должен сделать кидуш[8]. Согласно некоторым мнениям, сефарды в такой ситуации пьют и едят, не делая кидуш[9]. Если больному перед молитвой необходимо только пить, по всем мнениям кидуш делать не нужно[10]. Общеизвестно, что, когда человек молится вместе с общиной, уровень его молитвы невероятно выше, чем в случае, когда ему приходится молиться в одиночестве. Тем ни менее, предпочтительнее помолиться в одиночестве и после этого прочитать кидуш и устроить трапезу, чем принять пищу перед молитвой и молиться вместе с общиной[11].

Больной, которому тяжело принимать пищу, может не устраивать ни одной из трех субботних трапез, и тем более трапезу исхода субботы (Мелаве Малка)[12].

Если больной не в состоянии выпить даже такой объем вина, которое ему помещается за одну щеку, то после исхода субботы он должен послушать текст авдалы (церемонии отделения между святым (субботой или праздником) и будничным (будними днями)), который произносит кто-либо другой, кто обязан делать авдалу. При этом человек, произносящий текст авдалы должен иметь в виду, что он делает это и для больного, который его слушает. Больной в свою очередь должен внимать каждому слову, которое произносит тот, кто делает авдалу, имея в виду, что тот делает авдалу для него и в завершении всех благословлений ответить «Амень». Если такой возможности нет, больной делает авдалу сам, пользуясь пивом или другим алкогольным напитком, который широко распространен в данном месте. Если больному тяжело пить и эти напитки, он может принимать пищу, не делая авдалу, полагаясь на то, что во время вечерней молитвы исхода субботы он уже произнес вставку об отделении между святого от будничного.

Человеку, который лежит в больнице и не может самостоятельно встать с кровати для того, чтобы справить нужду, разрешено в субботу вызвать дежурного санитара, нажав на кнопку электрического звонка измененным способом[13].


[1] «Шулхан Арух», там же, 287:1; «Мишна Брура», там же, п.1.

[2] «Шулхан Арух», там же, 288:10; «Мишна Брура», там же, п.28.

[3] «Шулхан Арух», там же, 301:27 и 306:7; «Мишна Брура», 301:105; «Шмират Шабат кэ-Илхата», 34:27.

[4] «Ашрэй а-Иш», «Орах Хаим», ч.2, 6:33.

[5] «Мишна Брура», 236:7.

[6] «Кцот а-Шулхан», 74:6.

[7] «Хатам Софер», «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 271; «Ор ле-Цион», ч.2, 20:23.

[8] «Биур Алаха», 289:1.

[9] «Ор ле-Цион», ч.2, 20:14.

[10] «Игрот Мошэ», «Орах Хаим», ч.2, п.26.

[11] «Шулхан Арух», там же, 289:1.

[12] «Шулхан Арух», там же, 288:2.

[13] «Маор а-Шабат», ч.2, стр.280, прим.154.

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому