«Я Б -г Всесильный твой, выведший тебя из страны Египта»
Дварим (5:6)
Рассказывают, что раби из Пшисхи как-то раз спросил своего ученика, Менахема Мендла из Коцка: «Из какого места в Торе ты черпаешь силы?» Тот ответил: «Из фразы: Вознесите кверху глаза ваши и узрите, кто сотворил это». Учитель сказал: «Из этой фразы человек из любого народа может извлечь веру. Еврею же следует укрепляться вот чем: Я Б -г Всесильный твой, выведший тебя из страны Египта».
Удивительно, что обе эти фразы, из которых черпают силы для укрепления веры, находятся в нашей недельной главе. «Я Б -г Всесильный» – в десяти речениях, а «Вознесите кверху глаза» – это фраза, завершающая афтару. «Вознесите кверху глаза ваши» – это способ получать впечатления от природы. Раби Акива говорил своим ученикам: «Сыны мои, как дом указывает на строителя, одежда – на портного, а дверь – на плотника, так и мир указывает на Святого, благословен Он, его сотворившего».
Наш праотец Авраам открыл Б -га именно таким образом. Но нам, евреям, нет надобности приводить доказательства существования Творца, ибо их можно найти в изобилии. После того, как наш Творец открылся нам у горы Синай и поднял нас на уровень пророчества, и все мы слышали Его голос – «голос Б -га в силе, голос Б -га в великолепии, голос Б -га, сотрясающий пустыню» – нам больше не требуются аргументы!
Какой можно привести пример? Как говорил наш учитель Хафец Хаим, это похоже на преданного отца, который играет с сыном и делает ему много добра. Когда отец берет сына на руки, подходит некий человек и спрашивает: «Кто твой папа?» Ребенок крепко обнимает отца. А тот спрашивает: «У тебя есть доказательства, что это твой отец?» Такой вопрос наносит ужасное оскорбление! Даже если захотят привести доказательства, ребенок закроет уши, не желая слушать.
А теперь представьте, что в разгар войны семья “разбежалась” во все стороны. Соседи взяли ребенка к себе, потому что никто из его семьи не вернулся – ни родители, ни братья, ни сестры. Когда он вырос, то получил в свое распоряжение семейный дом и прочее имущество – торговую лавку, товары, счет в банке и т. д. Суд назначил опекуна, который вел дела благоразумно. Спустя много лет, явился некий человек и заявил: «Я отец. Всё это мое, и сын тоже мой». Тут уж точно ребенок потребует доказательств. И даже если он примет их, между ними не воцарится большая любовь.
В этом различие между нами и другими народами: «Любим человек, созданный по образу Б -га. Любимы евреи, названные детьми Вездесущего».
Идея существования образа Всевышнего – это интеллектуальное постижение. У других народов постижение происходит именно таким образом, и благодаря этому они могут понять, что у мира есть Творец и Управитель. Но евреи названы «детьми Вездесущего». Ребенок всегда знает, кто его отец, и доказательств не ищет: «Верно всё это и непреложно для нас: Он Б -г Всесильный наш, и нет иного. А мы Израиль, народ Его». В таком случае, для кого сказано: «Вознесите кверху глаза ваши и узрите, кто сотворил это»? Верно, это для нас сказано. Но не для того, чтобы исследовать и вопрошать, а чтобы видеть и восхищаться еще больше. Наступает время каникул. Если во время учебы мы связаны с Творцом и любовью к Нему посредством Торы, то теперь можно выйти на природу и таким образом испытать любовь и трепет перед Ним. Нужно исполнять принцип «На всех путях своих познавай Его». Лишь бы прогулки не привели к обратному результату – к забывчивости и распущенности, безответственному поведению.