Будущее еврейского народа висело на волоске, и рабби Цемах Цедек вместе с двумя другими раввинами решил отправиться в столицу — Санкт-Петербург — где собирался выступить от имени своей народа. Во время этой поездки Ребе помогал некий хасид из Польши. Цемах Цедек не знал этого человека прежде и не понимал, кто именно ему помогал, но этот хасид все равно использовал свое богатство и связи с соответствующими правительственными чиновниками, чтобы помочь Ребе добиться поставленной цели.
Прошло время, и однажды этот человек появился в кабинете Ребе и представился. Ребе выразил свою благодарность.
«Есть ли что-то, в чем я могу вас благословить?» — спросил посетителя Цемах Цедек.
«Слава богу, — улыбнулся мужчина, — у меня есть все, что я могу пожелать. Дети, богатство и уважение. Однако есть один вопрос, который меня беспокоит. Речь об идее о Божественном провидении. Написано, что Всевышний управляет каждой вещью в этом мире, независимо от того, насколько она нам кажется существенной. Но при этом так же сказано, что все происходящее в мире имеет особую цель свыше. Я не могу этого до конца понять».
Ребе блестяще изложил эту концепцию своими словами. И хотя его посетитель явно мог понять даже тонкие идеи, он все же не был удовлетворен полученным объяснением. «Я все еще не понимаю этого», — с грустью вздохнул мужчина.
Ребе жестом показал хасиду, чтобы тот подошел к окну.
«Посмотри на улицу. Видишь повозку, нагруженную соломой, которая, покачиваясь, катится по улице? Идущий позади нее человек — еврей, и он только что нашел соломинку, чтобы почистить зубы. Что-то застрявшее между ними мешало ему молиться с должной концентрацией, но теперь он сможет спокойно продолжить молиться. Он не хотел бы, чтобы вы знали о том, что я сейчас скажу, но на самом деле он один из 36 скрытых праведников, от которых зависит весь мир. Вся эта деревня, человек, управляющий повозкой, и сама повозка с соломой — все это было создано для этого праведника. Для чего? Чтобы сейчас он мог молиться с комфортом. Это и есть Божественное провидение».
Когда Ребе закончил, хасид сказал: «Теперь я понимаю, как это устроено».
Адаптировано из Шмуот Весипурим, том 1, стр. 49