Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Порядок девятого ава

Вечерняя молитва Девятого ава

Вечером Девятого ава читается обычная будничная молитва Маарив. После чтения Шмоне-Эсре произносится Кадиш, а затем читаются Книга Эйха и Кинот (ламентации). Затем читается Веата кадош. В произносимом после этого Кадише не читается фрагмент Титкабель («Будут приняты их молитвы»). Это же относится и к Кадишу, читаемому Девятого ава после утренней молитвы Шахарит, однако в Кадише, произносимом после послеобеденной молитвы Минха, Титкабель уже читается.

Почему мы исключаем Девятого ава Титкабель из Кадиша? Потому, что в Книге Эйха сказано: «Не дает Он дойти молитве моей» (Эйха, 3,8). Как же, в таком случае, можем мы произнести слова: «Будут приняты их молитвы» — ведь (в этот день) путь к Всевышнему для них закрыт? В некоторых общинах существует обычай произносить Титкабель в вечерней молитве, ибо она читается еще до чтения Эйхи, то есть до того, как мы произносим слова пророка: «Не дает Он дойти молитве моей».

Наши мудрецы сказали: «Всевышний сказал (ангелам в час разрушения Храма): “Как поступает земной царь в час траура? Он гасит фонари (во дворце). Так же поступаю и Я”. Поэтому и сказано в Писании: “Солнце и луна тускнеют, и звезды теряют свой свет” (Йоэль, 2,10)».

Вечером Девятого ава в синагоге зажигают всего один светильник, снимают занавес с Арон га-кодеш и возвращают его на место во время молитвы Минха на следующий день. Во многих сефардских общинах принято гасить (основной) свет в синагоге, оставляя лишь незначительное освещение; кантор в этих синагогах вслух считает годы, прошедшие после разрушения Храма, произнося такую формулу: «Этот год — такой-то год после разрушения Второго Храма». В 4720-м (1960-м) году он провозглашал: «Этот год — 1892-й год после разрушения Второго Храма». Вообще, чтобы определить, каким является текущий еврейский год, если его отсчитывать после разрушения Храма, следует прибавить к числу, образованному его тремя последними десятичными знаками, число 1172.

Во всех сефардских общинах и в большинстве ашкеназских общин Книгу Эйха читают по обычной печатной книге, не произнося при этом благословения. Однако в некоторых ашкеназских общинах следуют обычаю, установленному Виленским Гаоном, и читают эту книгу по специальному свитку (так же, как, например, Мегилат Эстер), произнося при этом соответствующее благословение: «На чтение свитка». Однако и в этих общинах Книгу Эйха читают вторично, во время утренней молитвы, уже без благословения.

Рама писал, что тот, кто читает вслух Книгу Эйха, должен повысить голос всякий раз, когда он доходит до слова Эйха.

В книге Лвуш отмечается, что, несмотря на то, что Книгу Эйха, так же как и Книгу Эстер, мы обязаны читать в синагоге, в большинстве общин ее (в отличие от Книги Эстер) не записывают на пергаменте, так же как и другие Мегилот — Шир га-ширим, Рут и Когелет. Дело в том, что писцы редко посвящали свое время написанию Книги Эйха, так как изо дня в день ожидали восстановления Храма, после которого 9-е Ава превратится из дня скорби в день радости, так что заповедь читать в синагогах скорбную Книгу Эйха будет отменена. Поэтому и сложился вынужденный обычай читать Эйху по напечатанной книге.

Все присутствующие в синагоге молча слушают, как кантор читает Книгу Эйха. Однако когда он доходит до предпоследней фразы Книги (Гашивейну — «Верни нас, Г-споди, к Тебе, и мы вернемся, обнови дни наши как в прежние времена» — Эйха, 5,21), присутствующие произносят ее громко вслух, а кантор лишь повторяет ее за ними. После того, как кантор заканчивает чтение книги, присутствующие и он сам вслед за ними громко произносят эту фразу еще раз.

Если 9-е Ава начинается на исходе субботы, из вечерней молитвы Маарив исключается фрагмент Веиги ноам, ибо он связан с работами по строительству Храма, а мы как раз отмечаем горестный час его разрушения.

Фрагмент Веата кадош («А Ты свят») читается после Книги Эйха даже если 9-е Ава наступает не на исходе субботы, ибо весь мир существует лишь благодаря святости Всевышнего, являющейся первоосновой Торы, — в то время, как Девятого ава мы не можем ее изучать. Предшествующие слова Ува ле-Цион гоэлъ («И придет Освободитель Израиля») не читаются, ибо избавление не может прийти ночью.

Не произносятся и слова Веани зот брити («Это Мой союз»), ибо, произнесенные Девятого ава, они как бы указывают на заключение союза с разрушением.

Даже тот, кто пребывает в трауре, должен отправиться в синагогу и прослушать чтение Книги Эйха и кинот.

Утренняя молитва Девятого ава

Существует обычай не произносить в числе утренних благословений Девятого ава благословение «Который дал мне все необходимое». В таком случае это благословение произносится вечером, на исходе Девятого ава, перед тем, как мы надеваем кожаную обувь. Некоторые не произносят утром и благословение «Который венчает Израиль славой». Они произносят его в ходе молитвы Минха, когда надевают тфилин. Однако согласно простому обычаю, принятому в большинстве ашкеназских общин, следует утром произносить все принятые благословения — как обычно.

Утром — в ходе утренней молитвы — не закутываются в большой талит (но надевают малый талит, как обычно) и не надевают тфилин. Все это откладывается до Минхи. Дело в том, что тфилин названы «нашей славой», но Девятого ава наша слава у нас отнята. Кроме того, в Книге Эйха сказано: «Г-сподь… исполнил слово Свое» (Эйха, 2,17). Арамейский перевод-интерпретация этих слов гласит: «Всевышний надорвал Свой талит». Существует обычай надевать утром талит и тфилин дома, в одиночестве, читать молитву Шма Исраэлъ, а затем идти в синагогу на утреннюю молитву уже без талита и тфилин. Согласно другому обычаю, талит и тфилин все-таки надевают в синагоге перед утренней молитвой, но снимают перед чтением Книги Эйха и кинот.

Утром Девятого ава читается обычная будничная молитва. Повторяя Шмоне-Эсре, кантор вставляет в нее Анейну между благословениями Гоэль Исраэлъ («Избавитель Израиля») и Рефаэйну («Излечи нас») — так же, как в дни всех других постов (Тааниет цибур). В сефардских общинах принято, что молящиеся также читают Анейну, включая его в благословение Шомеа тфила («Слышащий молитву»).

Поскольку 9-е Ава называется моэдом (праздником), в этот день не читается покаянная молитва Таханун. Коэны не поднимаются на возвышение ни в ходе утренней молитвы Шахарит, ни в ходе Минхи.

В Шахарит не включаются Шир шел йом (Псалом, соответствующий дню недели, на который выпадает 9-е Ава) и фрагмент Эйн ке-Элокейну. Вместо этого их читают перед Минхой — тогда же, когда надевают тфилин.

В некоторых общинах отрывок Нахем читается в Шахарите, иногда — только кантором, но не самими молящимися. В ашкеназских общинах Нахем вообще не читается вШахарите — ни кантором, ни молящимися, — а только в Минхе.

Девятого ава к Торе вызываются три человека. Они читают отрывок из главы Ваэтханан, посвященный бедствиям, которые обрушатся на еврейский народ, и начинающийся словами: «Когда же родятся у тебя сыновья» (Дварим, 4,25). В качестве афтары читается фрагмент из книги пророка Йирмеягу, также рассказывающий о гибели Храма и начинающийся словами: «Окончательно уничтожу Я их» (Йирмеягу, 8,13). После афтары читаются Кинот (ламентации) и Книга Эйха (на этот раз без благословения). Затем читаются Ашрей и Ува ле-Цион, но не читается Ламенацейах (опять-таки, потому, что 9-е Ава — моэд). Слова Веани зот брити… («Вот Мой завет») опускаются, ибо они относятся к Торе, а в этот день изучение ее запрещено. Другая причина, по которой эти слова опускаются, уже была упомянута выше — чтобы не создалось впечатление, что мы заключаем союз с бедствием.

Существует обычай, согласно которому первый, кто поднимается на возвышение для того, чтобы читать Тору, произносит шепотом перед тем, как прочесть благословение на чтение Торы, следующие слова: Барух даян га-эмет («Благословен праведный Судья» — эти слова еврейская традиция обязывает нас произносить всякий раз, когда мы узнаем о постигшей нас беде) — однако без упоминания Имени Всевышнего и Его Царства (то есть сокращая это благословение).

Обрезание Девятого ава производится после чтения Кинот. Младенцу или его матери при этом дают выпить вина. Если пост Девятого ава переносится с субботы на воскресенье, отец ребенка, моэль (человек, совершающий обрезание) и сандак (его приемный отец) устраивают праздничную трапезу в послеобеденные часы и надевают праздничную одежду.

Существует обычай посещать Девятого ава кладбище. Старожилы Иерусалима, согласно традиции, обходят вокруг стен Старого города, скорбя о разрушении Иерусалима.

Принято делать пожертвования во все дни поста. Наши мудрецы учат, что главная награда за исполнение заповеди о посте приходит через благотворительное пожертвование, сделанное в этот день.

Минха Девятого ава

В ходе молитвы Минха мы надеваем талит и тфилин, читаем Ваехаль и заканчиваем чтением афтары, взятой из книги пророка Йешаягу и начинающейся словами: «Ищите Г-спода, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко» (Йешаягу, 55,6) — как в в другие дни поста. Читая молитву Шмоне-Эсре, мы включаем в благословение Боне Йерушалаим («Отстраивающий Иерусалим») фрагмент Нахем, который весь — молитва о восстановлении Циона и Иерусалима. В благословение Шомеа тфила включается Анейну.

Почему мы читаем Нахем в Минхе, а не в Шахарите? Потому что именно в то время, когда читается Минха, Храм был подожжен и горел до конца дня 10-го Ава. Согласно другому объяснению, дело в том, что утром мы пребываем в таком же глубоком трауре, как человек, в доме которого находится еще не похороненный близкий родственник. В это время мы не принимаем соболезнования и слова утешения. Однако в часы, когда читается Минха, мы уже принимаем слова утешения.

Больные и дети, которые едят Девятого ава, также читают Нахем в Минхе.

Тот, кто забыл включить в Минху фрагмент Нахем, не должен читать молитву еще раз.

Исход Девятого ава

На исходе дня принято совершать нетилат ядаим («омовение рук»), поскольку утром мы омывали руки лишь частично, до основания пальцев.

Если 9-е Ава приходится на воскресенье, на исходе дня мы завершаем Гавдалу (которую не завершили на исходе субботы), произнося благословение над бокалом вина (хотя, вообще говоря, обычно не пьем вина и не едим мяса до середины дня 10-го Ава, ибо именно в этот день и горел, в основном, Иерусалимский Храм). Мы произносим лишь благословение на вино и благословение об отделении святого от будничного, но не благословение на свечу, ибо оно произносится только на исходе субботы, в тот самый час, когда были сотворены источники огня. Не произносится и благословение на благовония, ибо и его произносят лишь на исходе субботы для того, чтобы укрепить человеческую душу, скорбящую об утраченной нешама йетера («дополнительной душе»).

Кидуш лавана («благословение месяца») Ава производится на исходе Девятого ава.

Принято не принимать ванну и не стричься до середины дня 10-го Ава по причине, которую мы разъяснили выше. В Талмуде рассказывается, что некоторые из мудрецов постились в течение двух дней — 9-го и 10-го Ава. Однако если 9-е Ава приходится на четверг, а 10-е — на пятницу, разрешается мыться и стричься утром 10-го Ава — в честь наступающей субботы.

Если 9-е Ава приходится на субботу и из-за этого пост переносится на 10-е Ава, то в ночь, наступающую после завершения поста, не едят мяса и не пьют вина, однако эти запреты не распространяются на наступающее за этой ночью утро.

 

 

Этот материал был опубликован на сайте toldot.ru

 

Была ли эта информация полезной?

Да (1)
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому