Вопрос раввину:
Многие стихи Торы подчеркивают факт того, что мы были рабами в Египте, и поэтому от нас требовалось вести себя этично по отношению к обездоленным и слабым. Как это соотносится с законами о рабстве?
Ответ:
Есть те, кто воображает, будто, говоря о рабах, Тора имеет в виду, что этих людей брали силой, и, пережив унижения и издевательства, эти люди были напрочь лишены заслуг и с ними обращались как с вещами. Поэтому начнем с нескольких аксиом про законы о рабстве по Библии:
- Еврея, убившего своего раба, ждет смертный приговор бейт дина (даже если раб был неевреем, кнаанейцем). Рамбам в законах об убийстве и охране души (глава 2, закон 10) делает следующий вывод: «Каждый, кто убьет еврея или раба-кнаанейца, заслуживает смертной казни. А если убил непреднамеренно, то подлежит изгнанию».
- Раб, пострадавший от увечий, нанесенных ему евреем, автоматически освобождается из рабства, даже если был неевреем, а также если еврей сломал ему лишь один зуб (этот стих с комментарием приводится в книге Шмот 21:26).
- Учат наши мудрецы, благословенна их память, еврей, имеющий еврейского раба, обязан быть наставником и учителем такому рабу, беспокоиться о том, чтобы у раба были достойная одежда, удобная постель и качественная пища – а если рабу этого недостаточно, тогда хозяин должен отдать ему свою постель и пищу! (Вавилонский Талмуд, трактат Кидушин 22, где в дополнение приведены слова из Талмуда Иерусалимского: «В случае, что у него (хозяина) всего одна подушка… поэтому ему следует пожертвовать ее своему рабу»).
- Тора открыто пишет о том, что запрещено раскрывать раба, сбежавшего от своего хозяина, и даже напротив, необходимо содействовать отсутствию раба. Этот очень «невыгодный» закон абсолютным образом противоречит всем законам о рабстве, принятым в древности. Вот оригинальный текст источника (Дварим 23:16-17): «Не выдавайте хозяину раба, бежавшего от своего хозяина к вам. Пусть он поселится среди вас, там, где захочет, – в любом из ваших городов, где ему понравится. Не притесняйте его» (если раб сбежал от хозяина, нельзя возвращать его обратно или докладывать о нем, поскольку бегство раба означает, что, вероятнее всего, хозяин издевался над ним).
- В День Субботний Тора запрещает делать какую-либо работу не только еврею, хозяину дома, но и всем его рабам, как еврейским, так и нееврейским, которые избавлены от того, чтобы обслуживать хозяина и трудиться на него (Дварим 5:14): «…не делай никакого рукомесла ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой раб, ни рабыня твоя, ни твой бык, ни твой осел и никакой твой скот, ни твой пришелец, который в твоих вратах, чтобы покоился твой раб и твоя рабыня, как ты (сам)» (все рабы достойны отдыха и покоя в День Шаббата точно так же, как и хозяин, нееврей наряду с евреем).
Невозможно оспаривать великую преданность Торы по отношению к слабым, а особенно – к тем, кто обладает самым низким общественным статусом. Тора проявила к рабам высочайшую заботу, вследствие чего возникает вопрос: по какой причине вообще в Библии присутствуют рабы?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, каким именно путем человек стал рабом, согласно тексту Святых Писаний. Американцы прибыли на африканский континент, захватили его жителей в плен и обратили их в рабов. Однако в книге Шмот 21:16 сказано: «И тот, кто похитит человека и продаст его, и он (похищенный) найден будет у него в руках, смерти предан будет». Похищать людей не дозволено, но не таким образом, в соответствии с библейским повествованием, человек обретает положение раба.
Нееврейским рабом может считаться лишь тот, кто продался в рабство (по своему желанию сделал выбор в пользу этого, чтобы получить доход от богатого хозяина дома), или тот, кто был врагом Израиля, воевал с нашим народом, и его пощадили (поработили вместо того, чтобы убить). Еврейским рабом же – тот, кто попался на воровстве, но не смог заплатить за сворованное (или аналогичным образом – на краже). Чтобы вернуть свой долг, он по вердикту, вынесенному бейт дином, становился рабом, а необходимая сумма возвращалась жертве ограбления (Рамбам, Алахот Авадим («Законы рабов»), и, как уже передали нам еврейские мудрецы, законы о рабстве распространились среди других народов в качестве исправительной меры для бандитов и воров, позволяющей вернуть их в рамки социума (подобно «общественным работам», существующим в наше время). Альтернативный способ перейти в статус раба – по свободному волеизъявлению. Восприятие рабов в иудаизме было столь цивилизованным, вплоть до того, что люди решали стать рабами по собственному согласию.
Вот как характеризует Рамбам этот стих из 21 главы книги Шмот, «И вот правопорядки, которые изложишь пред ними» (Шмот 21:1):
«Правопорядки, утвержденные Торой в законах о рабстве, преисполнены милосердия и сострадания к наиболее слабому слою населения. Раб-кнааненец подчинен настроению своего хозяина. Тора не допустила того, чтобы такой раб мог быть побит кнутом или палкой, назначив суровое наказание за выбитый зуб либо отрубленную конечность – в данной ситуации рабу предписан выход на свободу. Однако помимо пользы этих законов в плане заботы о беззащитных имеет место и невероятной величины их эффективность в личной сознательности каждого из нас, когда дело касается опеки, содействия малосильным и обеспечения их потребностей. По этой причине запрещено выдавать беглого раба, нужно предоставить ему возможность поселиться в общине: «Не выдай раба господину его, когда он спасается у тебя от своего господина. При тебе пусть живет он в среде твоей, на месте, которое он изберет в одних из ворот твоих, где лучше ему; не обижай его» (Дварим 23:16-17). (Морэ Невухим («Наставление для заблудших (колеблющихся)»), часть 3, раздел 39, из перевода «Морэ Невухим» о Торе» в издании Рава Кука).
Такова недельная глава Мишпатим, и многое способно вызвать наше восхищение в божественных постановлениях, о которых сказано во время стояния на горе Синай (Дварим 4:7-8): «Ибо кто есть великий народ? К кому сильные близки как Господь, Б-г наш, когда бы мы ни воззвали к Нему. И кто есть великий народ? У кого законы и правопорядки праведные, как все это Учение, которое излагаю пред вами сегодня!»
С Божьей помощью, сделаем и услышим, а также – оценим Тору, которой мы были удостоены.