Тора утверждает, что когда евреи исполняют заповеди, это заставляет другие народы считать их мудрыми и разумными. Это утверждение особенно трудно понять, если речь заходит о «Б -жественных правилах» (хуким), то есть, заповедях, смысл которых неочевиден. Ведь, казалось бы, если человек делает что-то, что разум наблюдателя считает бессмысленным, такой человек будет выглядеть не мудрецом, а неразумным глупцом, не ведающим, что творит! Поэтому доказательство этого принципа Б -г основал именно на «правилах». Тора утверждает, что, несмотря на то, что никакого явного смысла в этих «правилах» не видно, всё же другие народы, услышав о них, вне всякого сомнения, скажут: «Как мудр и разумен этот великий народ!», – поскольку увидят, что исполнение этих правил приносит огромную и очевидную пользу, приближая соблюдающих их к Б -гу. Именно это имеет в виду следующий стих, продолжающийся такими словами: «И кто тот великий народ, к которому его боги близки так же, как Б -г, Г -сподь наш, при всяком нашем взывании к Нему?!» Дело здесь вот в чем. Если человек совершает поступки, которые стороннему наблюдателю не с чем соотнести, он может понять их лишь одним из двух возможных способов. Если эти поступки не будут вести к очевидной пользе, такого человека будут считать глупым и невежественным. Но его могут счесть и невероятно мудрым, если увидят, что его действия ведут к огромному благу и к несомненной выгоде. Тогда уже будет не важно, понимают зрители смысл каждого поступка или нет! Когда врач излечивает смертельно больного каким-либо общедоступным лекарством, которое никто и за лекарство-то не считает, – конечно, все будут восхищаться глубиной мудрости этого врача и обширностью его познаний. Так же происходит и с народом Израиля: когда соседние народы видят, что евреи, исполняя правила, не имеющие очевидного смысла, достигают привязанности к Б -гу и приближаются к Нему, они решают, что, хотя смысл этих правил и скрыт от посторонних глаз, в них заключена великая мудрость, на которую указывает огромная польза, которую дает их соблюдение.
Тора несколько раз подчеркивает именно величие всего народа: «…Этот великий народ», «кто тот великий народ…» Дело в том, что, как правило, мудрость обнаруживается лишь у самых исключительных, избранных представителей народа.
Псалмопевец Давид говорит об этом (Теилим, 87): «Напомню Египет и Вавилон знающим меня. Вот Плешет и Цор с Кушем: такой-то родился там». Это означает, что родившиеся в этих странах мудрецы будут известны поименно. А уж тем более, если речь идет о людях, достигших близости к Неизреченному: ее удостаивается лишь «один из города и двое из семьи!» А в этом великом народе, к всеобщему удивлению, каждый мудр и каждый велик, поскольку все они близки к Б -гу при каждом взывании к Нему.
Это и имеет в виду царь Давид, продолжая (Теилим, 87:5): «А о Ционе скажут: “Каждый родился в нем”». То есть, среди евреев рождается бесчисленное множество мудрецов, и это и отличает народ сынов Израиля от всех остальных.