Вопрос:
Скажите, рабби, почему религиозные евреи часто говорят: «Бли недер»? Что значат эти таинственные слова?
Ответ раввина
В буквальном переводе это выражение обозначает: «без обета». Религиозные евреи обычно говорят это выражение перед тем, как обещают выполнить ту или иную мицву, или перед, как дать цдаку.
Для чего они его говорят?
В Шульхан Арухе (Йоре Деа, 203:6) приводится следующий закон: если еврей сказал, что на следующее утро он будет учить Тору, это считается обетом, и необходимо его выполнить. Этот закон действителен также и по отношению к исполнению различных других заповедей. Например, если человек говорит, что поможет кому-либо, это считается обетом. А в трактате Рош а-Шана (6а) сказано, что цдака также является одним из видов обета. Если еврей пообещал дать кому-то цдаку или сказал об определенных деньгах, что они предназначены для цдаки, это высказывание считается обетом.
Поэтому каждый раз, когда человек намеревается сказать, что он выполнит ту или иную заповедь, либо сделает то или иное хорошее дело, ему следует предварительно произнести: «бли недер» (без обета). Тем самым он сообщает, что не намеревается своим изречением дать обет.
В респонсе «Минхат Шломо» (1-ая часть, 91-ая глава) рав Шломо Залман Ойрбах пишет, что, поскольку мы перед Рош а-шаной сообщаем о своём желании, чтобы все хорошие дела не являлись как недер, это считается как будто перед каждым хорошим делом человек сказал «бли недер». (Рав Ойрбах считает подобное и по отношению к нидрей мицвот, однако принято полагаться на его мнение только относительно хороших действий, которые человек делает три раза).
При этом важно помнить, что человек, который пообещал ближнему сделать по отношению к нему то или иное доброе дело, обязан выполнить свое обещание. И это – даже если он предварительно сказал: «бли недер». И так пишет Рабейну Йона: «тот, кто пообещал сделать по отношению к ближнему какой-то добрый поступок, обязан выполнить свое обещание, поскольку невыполнение обещания подобно лжи».