Обращали ли Вы внимание на то, что евреи в то время, когда они молятся или изучают Тору, раскачиваются? Почему?
В Книге Зоар (Бемидбар 218, б — 219, а) этот вопрос рабби Аба задал рабби Шимону бар Йохаю. Рабби Шимон бар Йохай ответил, что душа еврея подобна свече, как сказано (Мишлей 20, 27): «Душа человека — светильник Господень (буквально “свеча”)». Как огонь свечи, с того мгновения, как загорелся фитиль, никогда не остаётся в покое, ее пламя постоянно колеблется: то замирает, то снова пламенеет, мерцает и вспыхивает, так и евреи, чьи души подобны огню свечи, с того момента, как начинают молиться или произносить слова Торы, не могут оставаться неподвижными: их души отражают мерцание «света», и молящиеся начинают раскачиваться из стороны в сторону.
И все же, почему их движение происходит в направлении вперед и назад, а не вправо и влево?
Чтобы ответить на этот вопрос, приведем слова Рамбама (Законы основ Торы, 2, 2): «В то время, когда человек изучает деяния Его и чудесные, великие Его созидания, и видит в них проявление мудрости, которой нет конца и края, — тут же он любит, и восхваляет, и возвеличивает, и загорается желанием постичь великого Б-га… Но стоит только человеку задуматься о смысле этих непостижимых человеческим разумом вещей, как он тут же отшатнется назад, и устрашится, и охватит его ужас, ибо он осознает, что он — маленькое, низкое и ничтожное создание, стоящее со своим мизерным умом перед Разумом Совершенным».
Мы видим, что соприкосновение со святостью вызывает у человека две противоположные, разнонаправленные реакции: с одной стороны, страстное желание приблизиться к Творцу, а, с другой, — некое отдаление и трепет перед Ним.
И эти два противоположных действия сопровождают еврея в его соприкосновении со святостью: он раскачивается, молясь или изучая Тору, вперед и назад, то приближаясь к Творцу, то отдаляясь от Него.