«Если язва проказы будет на человеке» (Тазриа, 13:9)
Известны слова рабейну Овадьи Сфорно, благословенна память праведника, что язвы появляются только чудесным образом, и поэтому неевреи не оскверняются язвами (Трактат «Негаим», 3:1). Когда народ Исраэля опустился со своей ступени, у него тоже исчезли язвы. И это не возвышение, а недостаток.
Пример, на что это похоже. На человека, у которого отравлена кровь. Когда яд стекается к гнойной ране, уродливой и мучительной, это означает, что человек находится в процессе выздоровления. Таким образом, он вылечивается от нарыва. Но если рана скрыта и гнездится в теле, она несравненно опаснее. Так и грехи злословия, из-за которых появляются язвы. Когда они появлялись снаружи и приводили к самоотчету и тшуве, к процессу духовного и физического выздоровления, это было чудесно. Ужасно, когда болезнь кроется внутри, и дух нечистоты гнездится в душе человека, по словам святой книги «Зоар». Как несчастен человек, и как ужасно его состояние. А теперь иди и смотри: в прошлом, когда хотело злое начало ввести человека в грех злословия, его предупреждали: злословие убивает троих: рассказывающего, слушающего, и того, о ком говорят. Только троих. Но сегодня, когда есть средства массовой информации, записанные и электронные, убивают в суете тысячи и десятки тысяч. Сколько добавляется грехов и сколько обвинителей, да смилуется Ашем.
Стоим мы и удивляемся: «почему не приходит сын Ишая», Машиах, почему задерживается Избавление? Но в мидраше есть на это ответ: «Размышлял Моше: «За какой грех поработили Исраэль? Услышал он, как еврей говорит ему: «Убить ты меня хочешь, как убил египтянина», и понял, что среди евреев распространенно злословие – как же они могут быть достойны Избавления?! Поэтому сказал: «Известно стало это дело, теперь я знаю, по какой причине они порабощены».
Стоим мы и удивляемся: ведь Тора защищает и спасает, «устояли наши ноги в войне в заслугу ворот Иерушалаима, которые занимались Торой» (Трактат Макот, 10). А в нашем поколении так много Торы – залы ешив полны, дома учений заполнены учащимися, и то же – в колелях, и на уроках Торы. Почему же ухудшилось положение?!
И на это есть в мидраше ответ: «Нашли юношей во времена Давида, которые, пока не согрешили, умели толковать Тору сорока девятью способами чистоты и сорока девятью способами нечистоты. А после этой похвалы вышли на войну и пали? И все это из-за того, что разносили сплетни и были увлечены потоком злословия» (Мидраш «Ваикра раба, 26:2).
Это ужасно! Ужасно, что может сделать злословие, а наше поколение настолько в него погружено, что оно стало почти разрешенным. И на что нам надеяться, чего ожидать? Сможем ли мы закрыть рот дикторам, предотвратить распространение газет, остановить поток сплетен и потоп пустословия?