Разве это еврейское имя?
Вопрос:
Уважаемый рав! Каждый день в утренней молитве мы читаем отрывок «Барайта рабби Ишмаэля», где описываются 13 принципов толкования Торы. Почему этот раввин был назван в честь сына праотца Авраама от рабыни, который был изгнан из отчего дома из-за недостойного поведения? Разве у нас нет обычая не называть детей именами грешников?
Ответ:
Хороший вопрос! На самом деле известно немало праведников по имени Ишмаэль, включая упомянутого вами раввина, который, кстати, был ведущим мудрецом во времена Мишны и общался с самим рабби Акивой. А еще многие наверняка слышали о другом его тезке — праведном Первосвященнике эпохи Второго Храма, поражающем своей красотой, который стал одним из 10 мучеников, жестоко убитых римлянами.
Почему же их родители выбрали для своих прекрасных сыновей такое имя?
В Мишлей сказано: «Память праведника благословенна, а имя нечестивых сгинет».1 Талмуд интерпретирует эти слова таким образом, что нельзя давать ребенку имя, которое носил злодей.2 Кроме того, раввины дополняют, что, если ребенок будет тезкой нечестивца, это может отрицательно сказаться на его характере.3
Исходя из этого, у евреев не принято называть сыновей, например, Эсавом или Аманом.
Так чем же от них так выгодно отличается Ишмаэль?
Сила раскаяния
Некоторые мудрецы объясняют, что предостережение касается только имен тех грешников, которые умерли, не совершив раскаяния. По некоторым мнениям, хотя у Ишмаэля был непростой характер, а в его жизни случались свои духовные взлеты и падения, в конечном итоге он раскаялся и даже был признан праведником.4 Таким образом, запрет на присвоение еврейскому ребенку имени в честь нечестивца к нему не относился.5
Однако не все источники согласны с тем, что Ишмаэль раскаялся перед смертью.6 Тогда почему же, как они считают, в нашей истории есть его праведные тезки?
Божественное имя
У Ишмаэля было редкое отличие от многих других людей, а уж тем более злодеев: его имя было выбрано Самим Всевышним. Действительно, в Торе мы читаем: «И сказал ей ангел Бога: Вот ты зачнешь, и родишь сына, и наречешь ему имя Ишмаэль, ибо услышал Господь скорбь твою».7
В комментариях поясняется, что, поскольку это имя было выбрано не просто родителями Ишмаэля, а Богом, невозможно запретить использовать его в дальнейшем другим людям.8
Ну и, в конце концов, само имя Ишма-Эль в переводе с иврита буквально означает «Бог услышит», что придает ему очень глубокий духовный оттенок.
Получается, Ишмаэль долгое время предпочитал нечестивый путь не из-за своего имени, а скорее вопреки ему. Так что еврейские родители, желающие назвать своего ребенка Ишмаэлем, могут делать это, не опасаясь негативных последствий. А глядя на то, сколько праведников носили это имя, можно даже, наоборот, вдохновившись этим, назвать своего сына в честь одного из них.
Сноски
- Мишлей, 10:7.
- Талмуд, Йома, 38б.
- См. мнение Рабейну Хананэля и других комментаторов на тот же стих.
- См. Талмуд, Бава Батра, 16б; Мидраш Ваикра Раба, 26:7.
- См. Ритва на Талмуд, Йома, 38б.
- См., например, Талмуд, Сангедрин, 104а; Тосафот Йешаним и Ритва на Талмуд, Йома, 38б; Респонса Хатам Софера, Эвен а-Эзер, 4:88.
- Берешит, 16:11.
- Тосафот Йешаним и Ритва на Талмуд, Йома, 38б.