Недельная глава Балак (Бемидбар, 22:2-25:9)
О трех принципиальных личностных различиях между Авраамом и Биламом — и немного больше.
«Тот, кто обладает тремя следующими качествами, — из учеников нашего праотца Авраама, а [тот, который обладает] тремя качествами, [перечисленными еще ниже], — из учеников злодея Билама. Ученики нашего праотца Авраама доброжелательны, просты в обращении и непритязательны. Ученики злодея Билама завистливы, высокомерны и похотливы.
Чем отличается [судьба] учеников нашего праотца Авраама от [судьбы] учеников злодея Билама? Ученики нашего праотца Авраама вкушают [плоды своих добрых дел] в этом мире и получают вознаграждение [полностью] в мире будущем… А удел учеников злодея Билама — ад, и нисходят они в преисподнюю».1
В недельной главе Торы под названием Балак рассказывается о том, что еврейский народ, одержав победу над несколькими эморейскими царями, занял территории, прилегающие к западной границе Моава. Балак, царь Моава, в честь которого и названа недельная глава, страшно перепугался и решил во что бы то ни стало предпринять что-то против сынов Израиля, однако напасть на них физически, развязав войну, не осмеливался, так как был наслышан о многочисленных сверхъестественных чудесах, совершенных для них Всевышним.
Понимая, что уникальная сила еврейского народа напрямую связана с духовностью людей, Балак приходит к выводу, что единственный способ одолеть в этой схватке — это тоже действовать, задействуя духовные силы. И поэтому Балак не видит другого выхода, кроме как нанять для этой ответственной миссии величайшего духовного учителя всего нееврейского мира того времени — человека по имени Билам, который мог бы благодаря своему высокому уровню противостоять сынам Израиля.
О том, кем был Билам, можно немало рассказать. Этот легендарный маг и колдун достоин отдельной статьи.2 Но почему мудрецы сравнивают его с нашим праотцом Авраамом, который использовал все свои силы для исправления ошибок человечества? Что вообще может заставить сравнивать между собой таких разных людей?
Талмуд выделяет три ключевых черты, определяющих различия между ними, и дальше мы постараемся рассмотреть их одну за другой.
Добрый и злой глаз — доброжелательность и зависть
Тот, кто смотрит на мир «добрым глазом», будет искренне радоваться успехам других людей, в то время как обладатель «дурного глаза» чужим достижениям откровенно завидует.
Один из отрывков Торы, посвященных Аврааму,3 повествует о том, как он, несмотря на свое тяжелое физическое состояние, бросается к трем путникам, проходившим недалеко от его шатра, и окружает их максимальной заботой, которая является частью его непрекращающегося стремления приблизить как можно больше людей к Богу.
Сравните этот подход с тем, что мы знаем о Биламе — фактически наемном убийце, который был нанят с целью навести проклятие на еврейский народ. Согласитесь, Билам мог так же легко добиться победы Моава над Израилем, произнеся особо сильное благословение в адрес армии Балака; однако вместо этого он выбирает использовать свои особые духовные силы именно в негативном ключе.
Вы можете определить, хороший у окружающих вас людей глаз или нет, наблюдая за их реакцией на чужие радостные новости.
Представьте, например: вы приглашены на массовое мероприятие, где присутствует множество ваших знакомых и друзей, и приезжаете на своей новенькой блестящей машине класса люкс. Кто из окружающих вас людей будет искренне восхищаться и поздравлять вас с удачным приобретением и петь «Мазаль тов»? А кто скорее сквозь зубы процедит «неплохое авто», еле сдерживая откровенно завистливые взгляды?
Здесь, в Израиле, где я живу, у меня сформировался свой метод определения хороших и плохих взглядов. Всякий раз, когда один из ешиботников объявляет о своей помолвке, устраивается большой праздник. Конечно, тем ребятам, которые уже женаты, легче отмечать этот радостный день вместе с женихом. Но я всегда уделяю пристальное внимание тем пока еще одиноким ешиботникам, которые сами обеспокоены тем, чтобы найти жену. То, как они реагируют на вести о чужих помолвках, является настоящей проверкой для их «глаза».
На практике действительно стоит быть осторожным, и по возможности не хвастаться своими успехами — будь то богатство, прекрасные дети или удача любого рода. Потому что наша печальная реальность такова, что, к сожалению, многие люди начинают в таких ситуациях завидовать, и, чтобы немного себя утешить, сознательно или бессознательно втайне желают, чтобы вы потеряли все, что у вас есть.
Это вовсе не означает, что мы должны вести себя как параноики или отшельники и во всех подозревать завистников и недоброжелателей. Но определенно имеет смысл сохранять скромность и осторожность, а так же быть избирательным в отношении того, с кем мы делиться по-настоящему личной информацией. Излишние хвастовство и демонстративность могут спровоцировать сглаз.
Смирение и высокомерие
Следующий момент, который отличает Авраама от Билама, — смирение и простота против высокомерия.
Определение настоящего смирения — это осознание своего реального положения по отношению к другим, а особенно — к Богу. Наш праотец Авраам олицетворял смирение, потому что его жизненная миссия заключалась в том, чтобы учить людей вокруг себя, что вся сила этого мира исходит непосредственно от Бога.
Однако Билам пошел другим путем и твердо решил проклясть евреев, хотя Бог явно противился этой идее.4 Он видел во Всевышнем не Творца всего мироздания, а просто некое божество, которое можно и нужно успокоить и задобрить — а то и вовсе попробовать Его обмануть.
Это относится к нашему соблюдению заповедей Торы. Спросите себя: когда вы сталкиваетесь с необходимостью исполнить какую-либо заповедь — будь то благотворительность, уборка дома к Песаху или посещение синагоги в праздник — вы рассматриваете это как обязательство, которое в определенной мере вам мешает жить так, как вы хотели бы, или как возможность приблизиться к Богу и проявить свою любовь к Нему?
Непритязательность и сладострастие
Третья выделенная Талмудом черта — непритязательность в противовес страстям.
Когда Авраам отправлялся в путь в Землю Израиля, что является метафорой его духовного пути, он был готов отказаться от роскоши в обмен на жизнь по определенным принципам и ценностям. Он даже не боялся погибнуть в огненной печи царя Нимрода, только бы не предать свои нравственные и моральные убеждения.5
Билам, напротив, руководствовался исключительно жаждой богатства. Кстати говоря, Мидраш именно ему приписывает создание концепции казино и борделей. Он был корыстным человеком без принципов и совести. Одно из объяснений происхождения его имени основывается на том, что «Билам» — это сокращение слов «бе-ло ам», что означает «без народа». Несмотря на удивительный духовный потенциал, ничто не заботило Билама больше, чем возможность заработать, а потому он запросто соглашался помочь именно той стороне конфликта, которая предлагала больше денег.
В жизни нам нередко оказывается сложно определить чьи-то истинные намерения. Действительно ли люди руководствуются альтруистическими мотивами? Или лишь хотят получить свою выгоду, несмотря ни на что? Как это понять наверняка?
Ответ на этот вопрос можно найти в нашем первом источнике из Пиркей Авот, где перечисляются различия между учениками Авраама и учениками Билама. Задумайтесь: зачем вообще упоминать в данном контексте учеников? Почему бы просто не поговорить о различиях между самими Авраамом и Биламом?
Дело в том, что истинное выражение характера человека отражается в учениках, которых он воспитывает. Вот почему иудаизм говорит, что при выборе своего раввина обращать внимание на его характер важнее, чем на уровень учености.
Маймонид подразумевает эту идею, перечисляя в своем труде6 законы правильного поведения человека еще до того, как пишет об изучении законов Торы. Вы можете быть невероятно талантливым и мудрым, но все равно в конечном итоге уподобиться Биламу — если не будете кропотливо работать над собой, улучшая свой характер.
Оседлать осла
Есть еще один интересный пример того, в чем различаются Авраам и Билам. Тора сообщает нам, что каждый из них «встал рано утром и оседлал своего осла».7
На иврите глагол «седлать» (лахвош) тесно связан с глаголом «покорить, подчинить», который пишется точно так же, отличаясь лишь использованием другой буквы «х». А слово «осел» (хамор) имеет самое прямое отношение к слову «материальность» (хомриют).
Толкование этого интересного факта заключается в следующем: когда Авраам «оседлал своего осла», он одержал победу над своими физическими влечениями в том, что касается служения Богу. Потому сказано, что когда Авраам поднимался на гору Мориа, чтобы исполнить повеление Всемогущего (и, как мы знаем, чтобы получить от Него пророчество), он оставил своего осла внизу8 – как бы говоря этим: «Я свободен от власти своих страстей и желаний и слушаю лишь Бога».
И на контрасте с этим поступает Билам, который встал с утра пораньше, чтобы спланировать, как он испортит жизнь целому народу, стремясь получить за это щедрую награду. В случае с Биламом пророчество приходит не ему, а его ослице9 – даже животное проявляет себя на более высоком уровне, чем сам Билам! Неудивительно, что этот человек не удостоился обрести место в будущем мире.10
Идеальная справедливость
Дочитывая историю про Билама, мы видим, что все произошло как нельзя лучше.
Когда он несколько раз подряд пытается проклясть евреев, вместо этого его уста произносят прекрасные благословения в их адрес: «Как прекрасны шатры твои, Яаков, жилища твои, Израиль».11 Это первые слова, которые мы произносим каждое утро, начиная читать молитву Шахарит. Удивительно, но уже на протяжении 3000 лет евреи используют именно слова Билама, чтобы усилить свою связь с Богом.
Возможно, это и есть исполнение того самого обещания, которое Всевышний когда-то дал нашему праотцу Аврааму: «Благословлю благословляющих тебя, а хулящего тебя прокляну».12
Пусть же так будет и впредь!
Шабат шалом!
Сноски
- Талмуд, Пиркей Авот, 5:22.
- Больше подробностей о жизни Билама вы найдете в статье «Билам (Бильам, Валаам). Подробная информация».
- Берешит, 18:2.
- Бемидбар, 22:12.
- Об этом эпизоде и о многих других вы сможете прочесть в главе «В царстве Нимрода» статьи «Праотец Авраам. Подробная биография».
- Мишне Тора, Хилхот Деот.
- Авраам — в Берешит, 22:3, Билам — в Бемидбар, 22:21.
- Берешит, 22:5.
- Бемидбар, 22:25.
- Мишна, Сангедрин, 10, 2.
- Бемидбар, 24:5.
- Берешит, 12:3.