Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Правила пользования тем, что было создано в результате нарушения законов субботы и праздников (маасэ шабат и маасэ йом тов)

Общие сведения

Среди законов субботы и праздников важное место отведено правилам пользования тем, что было создано с нарушением законов этих святых дней (на иврите: מעשה שבת ומעשה יום טוב – маасэ шабат и маасэ йом тов).

Мудрецы Торы установили правила пользования продуктом нарушения законов субботы. Причем изначально этот штраф действует как в случае преднамеренного нарушения (на иврите:מזיד  – мезид), так и в случае непреднамеренного (на иврите:שוגג  – шогег); как в случае, когда произошло нарушение запрета Торы, так и в случае нарушения запрета, установленного мудрецами.

Продуктом преднамеренного нарушения субботы нарушителю запрещено пользоваться навсегда, а другим людям – до исхода субботы. Тем, что было получено в результате непреднамеренного нарушения субботы, запрещено пользоваться всем людям до исхода субботы. При острой необходимости в ряде случаев разрешено воспользоваться продуктом непреднамеренного нарушения закона Торы или преднамеренного нарушения запрета мудрецов всем людям даже в субботу.

В случае, когда нарушителю продукт нарушения навсегда запрещен в использование, он имеет право после субботы продать или подарить его другим людям.

Продукт нарушения, который запрещен всем людям в субботу, запрещено перемещать до исхода субботы (мукцэ).

Правила о пользовании тем, что было создано в результате нарушения праздника (йом това), идентичны правилам о пользовании тем, что было создано в результате нарушения субботы. Напомним, что, когда речь идет о законах праздников, в Израиле это первый и последний дни Песаха, Шавуот, первый и второй дни Рош а-Шана, Йом Кипур, первый день Суккота и Шмини Ацерет. В странах диаспоры: первый, второй, седьмой и восьмой дни Песаха, первый и второй дни Шавуота, первый и второй дни Рош а-Шана, Йом Кипур, первый и второй дни Суккота, первый и второй дни Шмини Ацерета.

Когда в рамках изучения данной темы говорится, что продукт нарушения разрешен после исхода субботы, речь не идет о ситуации, когда сразу после субботы начинается йом тов. В этом случае продукт нарушения законов субботы будет разрешен только после исхода праздника. В странах диаспоры также он будет разрешен после исхода первого дня праздника, хотя там праздники удваиваются и после завершения первого дня праздника сразу начинается второй (йом тов шэни).

Штраф, о котором идет речь, принят исключительно в отношении ситуаций, когда нарушение было совершено евреем. Правилам пользования тем, что в субботу или праздник создал нееврей, будет посвящена отдельная статья.

Преднамеренное нарушение (мезид) законов Торы

Результатом преднамеренного нарушения (мезид) субботы самому нарушителю, его домочадцам и гостям запрещено пользоваться навсегда. Остальным людям, даже тем, для кого это нарушение было совершено, полученный в его результате продукт разрешен сразу по истечении субботы.

Преднамеренное нарушение (мезид) запретов мудрецов

Продукт преднамеренного нарушения постановления мудрецов запрещен и нарушителю, и всем остальным людям до исхода субботы. Так, например, если в субботу от израильских плодов отделили коэнские, левитские и прочие части (трумот вэ-маасрот) или от выпечки отделили халу, что в соответствии со специальным постановлением мудрецов запрещено делать в субботу, плоды и выпечку запрещено употреблять в пищу до исхода субботы.

Непреднамеренное нарушение (шогег) законов Торы

Если нарушение законов Торы было совершенно непреднамеренно (шогег), т.е. человек не знал или забыл закон, или забыл, что сегодня суббота или праздник, нарушителю продукт нарушения запрещен до конца субботы, а всем остальным людям он разрешен даже в саму субботу. В случае особой необходимости, он разрешен в субботу также и нарушителю.

Если один человек совершил нарушение, положившись на заверения другого о том, что данное действие разрешено, закон зависит от компетентности последнего. Если о нем доподлинно не известно, что он компетентен в области законов субботы, нарушение считается преднамеренным. Если он считается специалистом в законах субботы – непреднамеренным.

Непреднамеренное нарушение (шогег) запретов мудрецов

Продуктом непреднамеренного нарушения постановления мудрецов, за исключением отдельных ситуаций, о которых будет рассказано ниже, разрешено пользоваться в субботу даже нарушителю. Так, если в субботу, не зная или забыв, что это запрещено, от израильских плодов отделили коэнские, левитские и другие части (трумот, маасрот и халу), постфактум плоды разрешены всем людям даже в субботу.

Неумышленное действие (митасэк)

Существует такой вид запрещенного в субботу действия, степень строгости которого даже меньше непреднамеренного нарушения. Это такое действие, которое человек совершил неумышленно (на иврите:מתעסק  – митасэк). Примером такого действия может служить ситуация, когда человек облокотившись на стену, задел выключатель, который оказался именно в этом месте, в результате чего в субботу зажегся свет. Некоторые законоучители считают, что результатом действия, которое считается митасэк, разрешено пользоваться всем людям даже в субботу. Согласно другому мнению, закон в случае с митасэк идентичен закону в случае с шогег.

Нарушение, совершенное ребенком

Продуктом нарушения, совершенным мальчиком младше тринадцати или девочкой младше двенадцати лет по их разумению для своих нужд, постфактум разрешено пользоваться без каких-либо ограничений.

Чтобы было разрешено кому-либо воспользоваться продуктом нарушения закона Торы, совершенным ребенком для взрослого, нужно после выхода субботы выждать такое время, которое требуется для получения такого продукта, не совершая нарушения. В случае нарушения запрета мудрецов, тому взрослому, для которого оно было совершено, нужно после выхода субботы выждать такое время, которое требуется для получения такого продукта, не совершая нарушения. Остальным людям пользоваться продуктом такого нарушения разрешено даже в субботу.

Не всегда можно легко решить, совершил ли ребенок то или иное действие для себя или для взрослого. Предположим, например, что отец поручил своему сыну включить перед субботой электрическую плату, на которой должны будут греться субботние блюда. Ребенок вспомнил об этом только после наступления субботы и, чтобы не огорчать отца, включил плату, что является строгим нарушением законов субботы. По мнению законоучителей, в данной ситуации считается, что ребенок совершил нарушение для себя: ему не хотелось, чтобы отец на него рассердился. Но если после того, как ребенок в субботу выключил свет и, столкнувшись с негативной реакцией родителей, включил его заново, считается что ребенок это сделал для взрослого.

Нарушение, совершенное душевно больным

Закон в отношении пользования продуктом нарушения, совершенного душевно больным или другим, неконтролирующим свои поступки человеком, идентичен закону в случае, когда нарушение совершил ребенок.

Нарушение, совершенное злостным нарушителем (мумаром)

Продукт преднамеренного нарушения субботы, совершенного злостным нарушителем законов субботы (на иврите:מומר  – мумар), самому нарушителю запрещен навсегда. Остальным людям он будет разрешен по прошествии такого время после выхода субботы, за которое можно было бы получить такой продукт, не совершая нарушения.

Если мумар совершил нарушение с намерением, чтобы полученным в его результате продуктом воспользовались другие люди, всем, для кого было совершено нарушение, полученный в его результате продукт запрещен навсегда. Тем ни менее, нет обязанности уходить из помещения, в котором мумар для всех присутствующих включил свет. Запрещено лишь совершать действия, которые невозможно было бы совершать без включенного им света.

Для того чтобы после выхода субботы было разрешено воспользоваться общественным транспортом, водитель которого является мумаром, необходимо выждать такое время, которое понадобилось бы ему для прибытия к пункту отправления, не нарушая законов субботы.

Запрещено летать самолетами еврейской авиакомпании, которые готовили к полету в субботу.

Даже если известно, что до места назначения работник добирался, нарушив законы субботы, разрешено пользоваться его услугами, т.к. они впрямую не связаны с нарушением субботы. В случае с предметом, доставка которого была сопряжена с нарушением и, соответственно, пользование которым стало возможно только из-за того, что было совершено нарушение, как мы увидим позже, закон иной.

Даже когда речь не идет об опасности для жизни, разрешено пользоваться услугами медперсонала, члены которого являются злостными нарушителями законов субботы. Поскольку пациент не заинтересован в неоправданных нарушениях, не считается, что они совершаются ради него. Вместе с этим, каждому со своей стороны следует предпринять все возможные усилия, чтобы нарушений совершалось как можно меньше и при возможности пользоваться услугами больницы, в которой соблюдаются все законы, как положено.

Люди, воспитанные в далеком от традиций иудаизма духе

Законы, связанные с преднамеренным совершением нарушения (мезид), а также со злостными нарушителями (мумар), распространяются только на ситуации, когда человек располагает необходимой информацией о законах субботы и об ответственности за их нарушение. В отношении тех, кто был воспитан в духе далеком от иудаизма, закон может быть более легким и в каждом конкретном случае следует проконсультироваться с компетентным раввином.

Сомнительные и спорные ситуации

Если не ясно, произошло ли в действительности нарушение или нет, продукт разрешен, как в случае, когда речь идет о законах Торы, так и в случае, когда речь идет о запретах мудрецов. Так, например, в случае сомнения, произошло ли запрещенное в субботу действие в субботу или до ее наступления, продукт, полученный в результате этого действия, разрешен.

Как правило, продукт действия, совершенного в соответствии с мнением одного из авторитетных законоучителей, постфактум разрешен, хотя закон установлен в соответствии с другим мнением. Однако это не всегда верно, поэтому в каждом конкретном случае следует выяснить у раввина, как нужно поступить.

Нарушение, совершенное в дополнительное время (тосэфет шабат)

Продукт, полученный в результате действия, совершенного в дополнительное время, которое прибавляют от будней к субботе, как в ее начале, так и в завершении (на иврите:תוספת שבת  – тосэфэт шабат), разрешен. Это верно даже в случае, если после выхода субботы не провели церемонию по отделению святого от будничного (на иврите:הבדלה  – авдала) и даже не произнесли: «Благословен отделяющий святое от будничного».

Ситуации, при которых нарушение не вызвало изменение предмета

Рассмотрим несколько ситуаций, при которых нарушение субботы не вызвало изменение предмета и выясним, каков закон в каждой из них. В случае нарушения запрета выносить предметы из частного владения в общественное, вносить их из общественного владения в частное и переносить их в общественной территории (на иврите:הוצאה  – оцаа), пока предмет находится в том месте, в которое его переместили, нарушив закон, пользование им регулируется законами, приведенными выше. Если нарушение было преднамеренным (мезид), то нарушителю в этом мете навсегда запрещено пользоваться предметом, а остальным людям – до конца субботы. В случае непреднамеренного нарушения (шогег) предмет запрещен всем людям до исхода субботы, а в случае необходимости – разрешен. После того, как предмет (разрешенным способом) вернут на прежнее место, им разрешено пользоваться всем людям даже в субботу.

В случае преднамеренного нарушения запрета (мезид) выносить предметы (даже если при этом не происходит нарушение запрета оцаа) на определенное расстояние от населенного пункта (на иврите:תחום שבת  – тхум шабат) пользование этими предметами запрещено до исхода субботы. В случае непреднамеренного нарушения (шогег) предметы постфактум разрешены.

Предмет, при доставке которого произошло преднамеренное нарушение (мезид), не связанное с двумя предыдущими запретами (оцаа и тхум шабат), например, его доставили в субботу, воспользовавшись автомобилем или мотоциклом, запрещен до исхода субботы. В случае непреднамеренного нарушения (шогег) предмет постфактум разрешен. Так, например, багажом, который из аэропорта был на машине доставлен в гостиницу в субботу, туристу запрещено пользоваться в течение всей субботы. А если речь идет о посланнике, постоянно нарушающем законы субботы (мумар), после выхода субботы нужно выждать такое время, которое требуется, чтобы доставить багаж из аэропорта в гостиницу.

Нарушения, косвенно повлиявшие на изменение предмета

Предмет, на изменение которого нарушение повлияло не напрямую, постфактум разрешен. Так, например, если в субботу, совершив нарушение мемахек, наточили нож, а затем этим ножом нарезали хлеб, постфактум хлеб разрешено употреблять в пищу. Аналогично этому, разрешено воспользоваться лекарством (в соответствии с законами о лечении в субботу), рецепт для которого был выписан с нарушением субботы. Хотя пользование ножом, заточенным в субботу и рецептом, выписанным в субботу, изначально должны регулироваться законами, приведенными выше.

Вещами, находящимися в комнате, дверь в которую открыли, воспользовавшись магнитной карточкой или ключом, доставленным с нарушением запрета оцаа или тхум шабат, разрешено пользоваться в субботу. Аналогично этому разрешено постфактум употреблять в субботу содержимое банок, бутылок и других упаковок, при открывании которых было совершено нарушение. Разрешено пользоваться продуктами питания, находящимися в холодильнике, несмотря на то, что при его открывании зажглась лампочка.

Женщине, выбравшей для родов более удаленную от дома больницу, из-за того, что каждой родившей в ней преподносят в подарок детскую коляску, постфактум разрешено пользоваться этой коляской, хотя увеличение времени езды в данной ситуации является строгим нарушением субботы.

Нарушения, которые приводят не к улучшению предмета, а к его сохранению

Предмет, состояние которого в результате нарушения не улучшилось, а было только сохранено, разрешен. Так, например, несмотря на то, что при ликвидации пожара были совершены нарушения субботы, спасенными в результате этого вещами разрешено пользоваться всем людям даже в субботу. Или, если, нарушив закон, было сохранена температура блюда, его разрешено употреблять в пищу в горячем виде всем людям даже в субботу.

Очищение одежды считается улучшением, а не сохранением ее состояния и, если при этом произошло нарушение (мелабен), пользование этой одеждой регулируются законами, приведенными выше. Поскольку предмет запрещается только если он в результате нарушения претерпел значительное изменение, в случае, когда речь идет об устранении чуть заметного пятнышка, одеждой постфактум разрешено пользоваться в субботу.

Белье, вывешенное в субботу

Белье, которое вывесили сушиться в субботу, совершив нарушение (как это будет подробно разбираться в статье, посвященной работе мелабен), нет обязанности снимать, т.к. запрещено его вывешивать, а не оставлять на бельевых веревках в субботу. В случае преднамеренного нарушения (мезид), высушенными вещами запрещено пользоваться в субботу, поскольку они высохли в результате нарушения. В случае непреднамеренного нарушения (шогег) вещами постфактум разрешено пользоваться в субботу (в соответствии с законами о мукцэ).

Действия, результатом которых пользуются не сразу

На те случаи, когда пользование тем, что было создано в результате нарушения, становится возможным только через некоторое время после завершения субботы, мудрецы установили отдельные правила. Так, например, то, что выросло в результате запрещенной посадки или посева, запрещено всем людям навсегда. Если саженцы или семена после субботы успели выкопать или выкорчевать до того, как они успели проросли, их разрешено сажать и сеять.

Если в субботу начали какой-либо производственный процесс, который сопряжен с нарушениями законов субботы, его и начать заново, не совершая нарушений. Так, например, если в субботу человек начал ткать, шить, чинить, строить и т.п., после субботы он обязан аннулировать все, что сделал в субботу и начать всю работу заново.

Автомобилем, починенным в субботу, запрещено пользоваться, пока его ни вернут в тоже состояние неисправности, в котором он находился до субботы и ни починят, не совершая нарушений. Аналогично этому, одежду, пошитую в субботу и обувь, изготовленную в субботу, нужно вернуть в то состояние, в котором они были до субботы и заново подготовить к использованию, не совершая нарушений.

Во всех упомянутых выше и подобных им примерах в случае непреднамеренного нарушения (шогег), когда аннулирование всего созданного грозит значительным ущербом, имеет смысл обратиться к компетентному раввину, который, возможно сумеет найти менее болезненный выход из ситуации

Свет, свечи, электроприборы

Правила пользования результатом нарушений, связанных с зажиганием и гашением свечи, включением и выключением света и электроприборов, а также, с увеличением и уменьшением пламени или силы тока, регулируются законами, приведенными выше. Светом свечи, которую зажгли в субботу, запрещено пользоваться не только в субботу, но и благословить на него во время церемонии отделения святого от будничного (авдалы).

Запрет пользоваться светом, полученным в результате нарушения, распространяется только на те действия, которые без света были бы невозможны. Те действия, которые можно было бы совершать без света, полученного в результате нарушения, разрешены. Если в подъезде включили в субботу свет, нужно продолжать движение в прежнем темпе и не ускорять ход из-за того, что стало светло. В комнате, в которой, совершив нарушение, выключили свет или загасили свечу, разрешено спать и нет обязанности искать другого места для ночлега.

Варка

Водой, которую нагрели в субботу, совершив нарушение, пока она горячая, а, согласно некоторым мнениям, даже после того, как она остынет, запрещено пользоваться.

Если к кипятку, нагретому разрешенным способом, добавили, совершив нарушение, сырую воду, то тем количеством кипятка, которые было до совершения нарушения, всем людям, кроме нарушителя, разрешено пользоваться без ограничений. После того, как кипяток, нагретый разрешенным способом, израсходуется, пользование водой, как и любым другим продуктом запрещенного в субботу действия, запрещено. Нарушителю запрещено пользоваться всем объемом кипятка, т.к., добавив воды, он тем самым показал, что ему недостаточно воды, нагретой разрешенным способом.

Если в кастрюлю, стоящую на огне добавили, совершив нарушение, немного сырой воды (например, чтобы кушанье не подгорело), то в случае, если объем содержимого кастрюли превышает объем влитой воды в шестьдесят или более раз, постфактум все блюдо разрешено. Если соотношение объемов меньше, закон в отношении блюда регулируются в соответствии с правилами, приведенными выше.

Таков же закон и в ситуации, когда в кастрюлю, совершив нарушение запрета варки, положили невареный продукт: если объем пищи, приготовленной разрешенным способом в шестьдесят или более раз превосходит объем невареного продукта, постфактум блюдо разрешено, если его объем меньше – запрещено.

Если кастрюлю, часть содержимого которой не успело полностью довариться, сняли с огня в субботу, а затем, совершив нарушение вернули обратно на огонь, закон зависит от степени готовности недоваренной части и соотношения ее объема к объему полностью сваренной. Если объем недоваренной части в шестьдесят раз меньше объема полностью сваренной, все блюдо разрешено. Если соотношение объемов меньше, чем один к шестидесяти, но к моменту, когда кастрюлю снимали с огня, даже недоваренную часть хотя и с трудом, но уже было возможно есть, постфактум все блюдо разрешено. Если степень ее готовности была меньше, а объем больше, закон блюда такой же, как и любого другого продукта нарушения.

Если в субботу, совершив нарушение, посолили блюдо, которое стоит на огне, то в случае, если соль предварительно прошла процесс варки или хотя бы сушки в печах, постфактум блюдо разрешено. Если соль не варили и не высушивали и ее количества достаточно, чтобы придать вкус всему содержимому кастрюли, блюдо запрещено. Если этого количества недостаточно, и эта соль может придать вкус блюду только вместе с той, которую добавили в блюдо до наступления субботы, постфактум блюдо разрешено.

Если содержимое кастрюли, даже той, которую сняли с огня, температура которого 45℃ и выше сдобрили специями, оно запрещено.

Если кастрюлю с недоваренной едой, совершив нарушение, передвинули на более горячее место или закрыли крышкой, постфактум блюдо разрешено.

Кастрюлей, в которой варили в субботу, совершив преднамеренное нарушение (мезид), нарушителю запрещено пользоваться, пока он ее не откашерует так, как если бы в ней был приготовлен запрещенный продукт. Остальным людям кастрюлей разрешено пользоваться после исхода субботы без кашерования. В случае непреднамеренного (шогег) нарушения законов Торы, а также нарушения запрета мудрецов, кастрюля разрешена без кашерования всем людям.

Подогревание пищи

В случае, когда запрет варки не был нарушен, но пищу или воду нагрели в субботу, нарушив один из законов о подогревании пищи (законы шийя, хазара и атмана будут рассмотрены в специально посвященной этой теме статье) закон несколько отличается от приведенных выше.

Если блюдо, которое не достигло частичной готовности, когда его хотя и с трудом, но уже можно есть, оставили греться на субботу (шийя) на отрытом огне (тогда как его было разрешено оставлять только на закрытом), в случае, если оно предназначено для вечерней (первой) трапезы, оно запрещено в субботу, а также в течение такого времени после субботы, которое потребовалось бы для того, чтобы его доварить до полной готовности разрешенным способом. Если блюдо было предназначено на утреннюю (вторую) трапезу, постфактум оно разрешено.

Блюдо, которое вернули (хазара) на открытый огонь (тогда как его разрешено возвращать только на закрытый огонь) и оно в результате этого не стало ни вкуснее, ни горячее, постфактум разрешено. Если оно стало вкуснее, то в случае непреднамеренного нарушения (шогег), нарушителю и членам его семьи, оно запрещено в субботу, а также в течение такого времени после субботы, которое требуется чтобы достичь такого же улучшения продукта разрешенным способом. Остальным людям оно постфактум разрешено в субботу. В случае преднамеренного нарушения (мезид), блюдо всем людям запрещено в субботу, а также в течение такого времени после субботы, которое требуется, чтобы достичь такого же улучшения продукта разрешенным способом.

Если в результате возвращения на открытый огонь пища или вода стали горячее, они запрещены. По вопросу о том, станут ли они разрешены, после того, как их снять с огня и дождаться, когда они остынут до температуры, которая была у них до того, как их вернули на огонь, мнения законоучителей разошлись и каждому следует выяснить закон у своего раввина.

Твердое блюдо, достигшее частичной готовности, когда его хотя и с трудом, но уже можно есть, которое вернули на закрытый огонь (в то время, как даже на закрытый огонь разрешено возвращать только полностью приготовленную пищу), постфактум разрешено. Жидкая пища или вода, которые вернули на огонь после того, как они остыли (а возвращать даже на закрытый огонь ашкеназам их разрешено, только если они не остыли до конца, а сефардам – если они горячее 70℃), запрещены. Согласно некоторым мнениям, после того, как они остынут до температуры, которая у них была до того, как произошло нарушение, они разрешены.

Блюдо, которое в субботу сняли с огня, поставили в холодильник (в то время, как пока его не вернут на закрытый огонь, необходимо держать в руках), а затем вернули на закрытый огонь, даже если его вкусовые качества улучшились или оно стало горячей, постфактум разрешено.

Если кастрюлю укутали материалом, прибавляющим тепло (атмана бэ-давар а-мосиф эвель), даже если это сделали до субботы (а укутывать пищу на субботу с помощью материала, прибавляющего тепло, запрещено даже до наступления субботы) и, тем более, в саму субботу, закон зависит от степени готовности содержимого кастрюли. Если, блюдо не было сварено полностью, оно запрещено в субботу и в течение такого времени после субботы, которое требуется для того, чтобы доварить его до полной готовности разрешенным способом. В случае острой необходимости, если блюдо было приготовлено до состояния частичной готовности, когда его хотя и с трудом, но уже можно есть, оно разрешено всем людям даже в субботу.

Холодный продукт, который положили в субботу на крышку кастрюли и укутали, запрещен. Согласно некоторым мнениям, после того как он остынет до температуры, которая у него была до совершения нарушения, он разрешен.

Продукт, который укутали в субботу в материал, не прибавляющий тепло (атмана бэ-давар шэ-ло-мосиф эвель), постфактум разрешен.

Поскольку в законах о подогревании пищи существуют множество частностей и мнений, а в случае спорных ситуаций постфактум продукт зачастую разрешен, поэтому перед тем как отказаться от употребления пищи или воды подогретой в субботу, следует проконсультироваться с раввином в каждой отдельной ситуации.

Чужое имущество

Если посторонние люди без разрешения хозяев совершили нарушение, улучшив вкус или нагрев принадлежащие им готовое к употреблению блюдо, это блюдо разрешено, т.к. как невозможно запретить чужое имущество. В случае если блюдо невозможно было есть, не изменив его вкусовых качеств, то даже если запрещенное действие было совершено вопреки воле хозяев, оно запрещено до конца субботы.

Человек, которому нечего есть

Чтобы человек, которому абсолютно нечего есть, не нарушил запрет поститься в субботу, ему постфактум разрешено съесть небольшое количество блюда, которое в обычной ситуации ему было бы полностью запрещено как, например, продукт нарушения закона о подогревании пищи или преднамеренного нарушения запрета Торы (мезид).

Молоко, плоды, бумага

Хотя молоко, которое надоили, нарушив законы субботы, запрещено, тем ни менее, молоко и молочные продукты, которые поступают в торговую сеть, о которых не известно, что они являются продуктом нарушения субботы, разрешены в употребление. (В любом случае по ряду причин следует пользоваться исключительно продуктами питания, произведенными под педантичным раввинским контролем). Аналогичный закон (и рекомендация) в отношении плодов, находящихся в торговых точках Израиля, бумаги, производимой в Израиле, да и всех прочих продуктов питания и товаров широкого потребления.

Интеллектуальная сфера

Штраф, наложенный на пользование продуктами нарушения субботы, распространяется и на интеллектуальную сферу. Поэтому концерт, представление, спектакль, спортивные состязания и игры, при которых происходят нарушения законов субботы, запрещено посещать. Рисунки, картины, изваяния и т.п., которые создали, нарушив законы субботы, запрещены. Снимок, видео или аудиозапись, сделанные в субботу специально для того, чтобы демонстрировать их другим, запрещены всем людям навсегда.

Информация о прогнозе погоды, обнародованная с помощью любых средств массовой информации в субботу, согласно некоторым мнениям запрещена всем людям навсегда. Другие законоучители считают, что, если выждать после выхода субботы такое время, которое требуется для обнародования такой информации, она разрешена. Данные о прогнозе погоды, получение и обработка которых были сопряжены с нарушениями законов субботы, но обнародованные уже после субботы, разрешены.

Плата, полученная за оказанные в субботу услуги

Законам о получении платы за оказанные в субботу услуги будет посвящена отдельная статья. Деньгами, полученными за предоставленные в субботу услуги, которые по закону было запрещено получать, запрещено пользоваться даже постфактум.

Пользование тем, что было создано для опасно больного

Блюдо, приготовленное в субботу для опасно больного, запрещено здоровым людям. Сразу после субботы оно разрешено всем людям.

Когда готовят для опасного больного, разрешено пробовать блюдо, чтобы узнать состояние его готовности и вкусовых качеств, ибо это делают для нужд больного.

В случае если лежачему больному необходимо есть, согласно некоторым мнениям, разрешено ему дать блюдо, приготовленное для опасно больного.

Библиография

Основными источниками приведенной информации являются: Вавилонский Талмуд, «Шулхан Арух», «Шулхан Арух а-Рав», «Мишна Брура», «Шмират Шабат кэ-Илхата», «Хут Шани», «Орхот Шабат» и некоторые другие книги.

Была ли эта информация полезной?

Да (1)
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому