«Смотри, я дал вам эту землю».
Дварим (1:8)
Святой автор «Ор а-Хаим» уточняет, что эта фраза начинается со слова «смотри» в единственном числе, а заканчивается словом «вам» во множественном. Он говорит, что все видят одинаково, и тем не менее каждый получает разные впечатления. «Придем и унаследуем землю» – во множественном числе, однако каждый наследует нечто свое.
Большая группа слушает выступление или проходит урок, и каждый выносит собственные впечатления. Один проникается темой и решает улучшить свой путь, подняться и исправиться, а второй остается равнодушным и безразличным.
Из высказываний Гмары мы учим о дополнительном проявлении осторожности в уважении к другому: каждый должен обратить внимание и задуматься, как не вызвать смущения и неловкости у рава, преподающего Тору или выступающего с уроком перед группой.
Рассказывает рав Твисиг.
Я слышал историю о гаоне раби Берле Кройзере, одном из великих мудрецов Иерусалима, главе ешивы Скойра в Америке (приводится в книге «Маасе Иш»).
Однажды раби Берл вошел в бейт-мидраш «Зихрон Моше» в святом городе в послеполуденные часы шаббата, чтобы помолиться минху. Войдя, он увидел человека, выступавшего перед общиной на тему недельной главы. Раби Берл встал в углу бейт-мидраша, чтобы послушать, думая, что в скором времени тот закончит свою речь. Но, спустя некоторое время, выяснилось, что в этой общине уже помолились минху, а выступающий продолжит свою речь до захода солнца. Раби Берл вышел из бейт-мидраша, чтобы помолиться в одном из штиблов.
После этого он стал размышлять: быть может, он поступил нехорошо, когда вышел оттуда посреди выступления. Не было ли это воспринято как оскорбление для выступавшего? И поскольку сердце не давало ему покоя, он встал и поехал к нашему учителю Хазон Ишу, узнать мнение святой Торы на этот счет – не нужно ли ему как-то извиниться перед тем человеком?
Хазон Иш ответил: «Не понимаю вопрос: выйти посреди выступления – значит опозорить выступающего, причинить стыд ученику мудрецов. Естественно, молитва не оправдывает такого поведения. Нельзя выходить!»
Когда размышляешь над этим правдивым свидетельством, видишь здесь поистине ошеломляющую идею. На первый взгляд, так ни один человек не сможет жить. Значит у каждого, кто войдет в синагогу во время какого-то выступления, нет права выйти, пока оно не закончится?! Хоть и не просто постанавливать Алаху на основе конкретного прецедента, здесь мы имеем указание, сошедшее с уст учителя всей диаспоры. Все сыны Израиля во всех местах проживания полагаются на его понимание Торы и идут в его свете с каждым шагом.
Можно проиллюстрировать это тем, что известно о святом раве из Вишвы, авторе «Шеэрит Менахем». В свое время он был известен как очень одаренный оратор. Толпы народа с жаждой упивались его речами. Его отец, святой старец, автор «Аават Исраэль», сказал ему, что когда тот выступает перед людьми, лучше закрыть глаза и не смотреть на лица слушателей.
Некоторые объясняют, что таким образом отец хотел уберечь его от чувства собственного превосходства. Но возможно, смысл заключался в том, чтобы его сын не видел входящих и выходящих из бейт-мидраша. Тогда он не будет сердиться на людей, покидающих зал посреди его речи, и не испытает смущения.
Не будь я так осторожен, я бы сказал, что в этом и состоит смысл изречения мудрецов (Мидраш Мишлей 10): «В час, когда мудрец сидит и толкует, Я прощаю и искупаю грехи Израиля». Речь идет о тех грехах, которые сыны Израиля вынуждены совершать в то время, когда мудрец сидит и толкует. Например, когда кто-либо отказывается от молитвы, чтобы не вставать посреди выступления и не причинить обиды и смущения раву. Обо всем подобном Всевышний словно провозглашает: «Прощено вам, прощено вам».
И действительно, согласно словам Хазон Иша, слушателю лучше было бы остаться сидеть в бейтмидраше и дальше слушать выступление рава. Пусть затем помолится в одиночестве, главное – не обижать его и не причинять неудобство, выходя посреди выступления.
Если человек оказался в бейт-мидраше в то время, когда мудрец произносит речь, а сам еще не молился, пусть постарается помолиться прежде, чем войдет слушать выступление. Но если это не удается сделать, нужно проявить особое внимание, чтобы не выходить оттуда и не причинять таким образом стыд и неловкость выступающему.
Если уж проявить неуважение даже к простому еврею – это тяжелый грех, и нужно большое милосердие с Небес, чтобы спастись от наказания, то тем более когда речь идет об уважении к мудрецу, несущему Тору для народа Израиля.
Также и учащиеся ешивы, которые удостоились каждый день участвовать в занятиях и слушать уроки из уст преподавателя, должны тщательно остерегаться и вести себя так, чтобы не вызвать у него смущение.
К сожалению, эта болезнь требует исцеления и исправления. Поскольку уроки идут ежедневно, легко прийти к состоянию, когда они воспринимаются как «заповеди, которые человек ногами топчет». От этого приходят к пренебрежению уроками и теми, кто их проводит. Выражается это в опозданиях к началу урока из-за бесполезных разговоров или в уходе посреди урока из-за пустяков, без серьезной причины.
Наши дорогие ученики должны обратить внимание на то, сколько времени и сколько усилий преподаватель вкладывает в подготовку урока. Он гонит сон с глаз, целыми ночами просиживает над Гмарой и книгами комментаторов, чтобы сделать достойный урок. Со священным трепетом относится он к своей задаче: старается заранее прийти в учебную аудиторию, преподносит знания в выстроенной и ясной форме. Представьте, какое смущение и неудобство он испытывает, видя, что ученики не способны оценить вложенные силы. Некоторые из них вяло плетутся в класс, продолжая по пути болтать о пустяках. Если учащиеся задумаются о том, насколько самоотверженно трудится их рав, принося себя в жертву, они смогут оценить его усилия и почувствуют благодарность. Они смогут проявлять уважение, и вместе с тем сам урок станет ценным в их глазах. Ведь в нем заложена основа для обретения Торы и для подъема по ее ступеням к знанию.