ВОПРОС:
Прочитал ответ[1] о том, что слова на иврите отражают сущность предметов. Если Вас не затруднит, приведите, пожалуйста, этому примеры.
ОТВЕТ РАВВИНА:
Приведу пример на словах «истина» (эмет) и «ложь» (шекер).
Говорят мудрецы (трактат Шаббат 104 а), что истина стоит на двух ногах, а у лжи — только одна нога.
У того, кто стоит на двух ногах, есть два преимущества перед стоящим только на одной: 1) он стоит прочно (его трудно сдвинуть с места); 2) он в состоянии простоять на протяжении долгого времени.
Если мы посмотрим на слово «эмет», то увидим, что в нём всё это отражено: у всех букв, составляющих слово אמת — по две ножки (по две «опорные» точки внизу), что свидетельствует об устойчивости истины; а в слове «шекер» (שקר) у каждой буквы — только по одной ножке, что свидетельствует об её неустойчивости.
Кроме того, слово «эмет» состоит из трёх букв, идущих по порядку: алеф (א) — первая буква алфавита, мэм (מ) — средняя буква, тав (ת) — последняя буква, что намекает на долговечность истины — она остаётся от начала до конца. Само слово «эмет» можно также разделить на два слова: «эм» («мать») и «мет» («мёртвый»), что также намекает на долговечность истины – от рождения до смерти.
В слове же «шекер» (שקר) все буквы имеют по одной «ноге» (по одной опорной точке) и стоят не по алфавитному порядку (шин, куф, рэйш) — что говорит о неустойчивости и недолговечности.
[1] Читатель имеет в виду ответ на вопрос «Почему Всевышний не дал Сам имена животным?»