«И созрел на нем миндаль»
(Корах, 17:23).
Рав Х. И. Д. Азулай писал, что в старой забытой рукописи от учеников раби Йеуды Хасида он нашел, что среди миндальных деревьев встречаются «мужские», которые сами не дают плодов, но оплодотворяют своей пыльцой «женские» деревья, на которых уже растут орехи. Таким образом Всевышний намекает на то, что и служение коэна в храме поднимается в верхний мир и производит там свое действие, чтобы принести плоды и привлечь доброе влияние и благословение на землю. Рав Азулай добавляет к этому, что слово «миндаль» (שקדים) состоит из тех же букв, что и «храм мой» – מקדשי. Это намек на верхний, духовный храм, соответствующий нижнему – земному. Священные ритуалы служения, совершаемые здесь, поднимаются и производят свое воздействие там. Как известно, молитвы были установлены вместо жертвоприношений. Каждая молитва восходит на небо и производит там свое действие, чтобы привлечь к нам спасение, утешение и изобилие. Когда мы слышим рассказы о чудесах, в которых говорится о власти праведника над природой, необходимо объяснить, что речь в них идет не о буквальном чуде – просто этот праведник достиг уровня, подобного состоянию первого человека, Адама до греха, который властвовал над самой природой. Так, пожалуй, можно объяснить и то, что произошло с Хананией, Мишаэлем и Азарией, которых царь бросил в клетку со львами, и ничего с ними не случилось. Эти трое праведников достигли уровня Адама, и их власть над животными была совершенно естественной.
Недавно стала известна страшная история, произошедшая во время второй мировой войны с одним известным праведником, сбежавшим от нацистов и заблудившимся по дороге. Он шел всё дальше и дальше через лес, пока не увидел вдали освещенный дом. Он постучал в дверь. Тогда-то ему и стало ясно, какую горькую ошибку он совершил. Этот дом служил штабом нацистских офицеров. Он вошел, в прямом смысле слова, в пасть ко льву. В дальнейшем выяснилось, что ради собственной безопасности и чтобы скрыть штаб от нежданных гостей, немцы разместили на тропинках, ведущих к дому, десятки свирепых боевых собак, чтобы всякий чужак, оказавшийся поблизости, был немедленно растерзан ими в клочья. Немцы, заметившие «жирную добычу», попавшую в их сеть, были поражены тем, что собаки не тронули этого еврея. Они вначале даже не поверили собственным глазам. Чтобы убедиться во всем самостоятельно, они обратились к еврею и сказали: «Если хочешь остаться в живых, у нас к тебе одно требование: иди обратно и проследуй по центральной тропинке, ведущей к дому, а затем вернись к нам. Если сделаешь так, мы сохраним тебе жизнь». Так и поступили. Праведник прошел по тропинке, а собаки даже пасть не раскрыли и ничего ему не сделали. В результате он спасся от смерти.
Рав Яаков Колодский рассказал удивительную историю, произошедшую с одним из богатых евреев Лондона – равом Полаком. Он жертвовал большие суммы на поддержание сирот, и однажды к нему наведался А. Гальперин, раввин из Голдс Грин, чтобы попросить солидную сумму на свадьбу одной сироты. Рав Гальперин сказал раву Полаку, что если тот даст деньги, его дочь выйдет замуж в ближайшее время. «Можешь ли ты гарантировать мне это?» – спросил рав Полак. Его собеседник ответил с полной уверенностью: «Я гарантирую». «А что будет, если она всё-таки не выйдет замуж?» – не успокаивался рав Полак. «Тогда ты будешь вправе расклеить по всему Лондону плакаты о том, что я вор», – ответил рав Гальперин. Что же произошло дальше? Рав Полак выдал требуемую сумму, и буквально через две недели его дочь нашла себе жениха.
В данном случае, как и в предыдущем, мы можем дать аналогичное объяснение. Мудрец, занимавшийся заботой о сиротах, получил свыше определенную степень власти над природой. Его благословение удивительным образом осуществилось. Дополнительное объяснение этому можно отыскать в Гмаре (Бава Батра, 10а). В ней приводится цитата из книги Мишлей: «Кто проявляет милосердие к бедному, тот (словно) дает взаймы Б -гу». Гмара говорит, что если бы об этом не было прямым текстом написано в Писании, никто не вправе был бы сказать это. Человек, который помогает бедному и поступает с ним по милосердию, словно превращается в кредитора, дающего в долг Самому Всевышнему! В нашей истории произошло то же самое: рав Полак сделал денежные пожертвования бедному, и в итоге это было засчитано для него как огромная заслуга. Исходя из этого, рав И. Зильберштейн рассказывал, как один знаток Торы встретил гаона рава Рафаэля Соловейчика. Произошло это в дни между Йом Кипуром и Суккот. Он обратил внимание на то, что лицо у рава не настолько радостное (каким подобало бы ему быть в эти предпраздничные дни, когда старые грехи прощены, а впереди ожидается «время нашей радости»). «Быть может, Вы не нашли для себя четыре вида (растений, необходимых для заповеди в Суккот)?» – спросил собеседник рава Соловейчика. На это гаон ответил ему: «Верно, я действительно никак не могу отыскать четыре вида. Но это вовсе не этрог с пальмовой ветвью и не мирт с ивой. Я ищу тех четырех, о которых говорил Всевышний: «Если ты порадуешь Мое, я порадую твое». Речь идет о сиротах и вдовах, пришельцах (герах) и левитах. Нужно творить для них милосердие и радовать их в эти праздничные дни!»