Вопрос
Уважаемый рав Реувен!
Прочитала у Вас на сайте, что, если человек, причинивший зло, не попросил прощения, его не надо и прощать. Но в молитве перед сном Рибоно шель олам, в самом ее начале, мы каждый день говорим:
«Я прощаю всякого, кто обидел меня или оскорбил, или нанес ущерб лично мне или имуществу моему, или моему доброму имени, или чему-либо из того, что мне принадлежит, — вынужденно или добровольно, по ошибке или умышленно, словом или делом, в этой жизни или в предыдущей. Прощаю всякого сына Израиля, да не будет никто наказан из-за меня».
Если нет обязанности прощать, зачем же мы так настойчиво стараемся в конце каждого дня облегчить свое сердце от обид?
Ответ
Рамбам пишет: «Человек не должен проявлять жестокость, отказываясь простить обидчика… Когда виновный просит у обиженного им прощения, тому следует простить». Из этих слов мы учим, что именно когда виновный просит у обиженного им прощения, следует ему простить, если же он не просит прощения, нет необходимости этого делать.
Почему же, если так, мы в конце каждого дня прощаем каждому обидчику без того, чтобы он попросил у нас прощения?
Чтобы ответить на этот вопрос, можно было бы сказать: несмотря на то, что нет обязанности простить, это все-таки стоит сделать. Потому что таким образом мы удостоимся, чтобы и Творец простил нам наши грехи. Ведь Он обычно поступает с нами подобно тому, как мы относимся к окружающим.
Однако, если не ошибаюсь, Саба из Кельма считает, что не следует прощать ближнего без того, чтобы он сам попросил прощения. Мудрец аргументирует это тем, что, как сказано в святых книгах, мы должны стараться учиться у Создателя добрым качествам, а Он, хотя прощает грешникам их грехи, делает это при условии, что они искренне раскаиваются и просят у Него прощения.
В трактате Йома (87а) приводится такая история. Некий мясник обидел Рава и не попросил у него за это прощения. Время шло, подошел Йом Кипур. А в Мишне сказано, что человеку не прощаются в Судный День грехи в отношении ближних, если не попросил за них прощения и не постарался, чтобы его простили от души.
Желая, чтобы мясник в Йом Кипур был чист от всех грехов, накануне этого дня Рав решил сам пойти к нему и таким образом предоставить ему возможность попросить прощения. Из того, что Рав не простил мяснику сам по себе, мы учим, на первый взгляд, что без этого не стоит и прощать.
В соответствии с этим, думаю, можно сказать, что есть разница между материальным ущербом, который ближний нанес нам, и духовным. О материальном ущербе можно и стоит простить без того, чтобы обидчик попросил прощения, ведь, ведь все материальное — это «суета сует». И так пишет Рамбам (Законы мнений, 7:7): «следует человеку прощать за все, ведь для понимающих все в этом мире — прах и суета». Однако если кто-то нанес нам духовный ущерб, то его не следует прощать до того, как тот попросит у нас прощения. И, возможно, об этой ситуации идет речь в вышеупомянутой истории про мясника.