Ясно, что два премьер-министра в одной стране не смогут эффективно управлять государством, и такое правительство быстро развалится. Но два министра, например, министр иностранных дел и министр внутренних дел в том же правительстве, не только смогут работать — их совместное присутствие необходимо для оптимального функционирования правительства! И оба министра — каждый на своём месте, в своём министерстве — участвуют в управлении государством. Один заботится о проведении в жизнь внешней политики, а другой – о политике внутренней. Само собой разумеется, что на эти должности необходимо назначить наиболее подходящих кандидатов. На пост министра иностранных дел выбирают опытного дипломата, знающего языки и наладившего хорошие связи с руководителями иностранных держав. А на пост министра внутренних дел – разумного человека, знакомого с нуждами различных городов и посёлков, умеющего поддерживать связь с местными властями и т.п. (Автор описывает здесь реальность Израиля, которая отличается от российской, где МВД – это министерство полиции). Разумеется, если интересы государства важны для обоих министров, каждый из них в случае необходимости поспешит помочь другому.
Эта аналогия прямо касается обсуждаемого нами вопроса. Если подход мужа и жены к партнёрству в семейной жизни таков, что каждый из них считает себя ответственным за один и тот же пост, причём, не меньше, чем «премьер-министра», — их союз заранее обречен на неудачу. Как сказано в Мидраше: «Два царя не могут владеть одной короной». Ясно, что Творец мира и человека не заповедал бы совместную жизнь в браке, когда два человека должны были бы выполнять одну и ту же функцию и «занимать один и тот же пост». Именно поэтому муж и жена неидентичны ни психически, ни физиологически.
Даже в мире животных каждое животное получило необходимые средства для нормального функционирования. У травоядных животных (например, оленя или зебры), на которых охотятся хищники, глаза расположены по сторонам головы, чтобы расширить обзор и дать возможность животному своевременно распознать приближающегося врага. А у хищников (например, льва или тигра) глаза посажены близко друг к другу, на передней части головы – для того, чтобы животное лучше могло сфокусироваться на жертве. У травоядных животных есть два ряда плоских зубов для лучшего пережевывания растительной пищи, и поэтому у них вытянутая голова. А у хищников – острые клыки, чтобы рвать ими мясо. Им не нужно большого количества жевательных зубов, поэтому их голова более округлая. Подобную логику – целесообразность строения — демонстрируют все создания, которых мы можем встретить в мире природы.
И если так в мире различных тварей – представителей животного мира, то, тем более, человек — венец творения — наделён всеми физическими и психическими средствами, необходимыми для нормальной жизнедеятельности. Для этого мужчина получил средства, подобающие ему, а женщина получила те, что подобают ей. Ведь для того чтобы семейное гнездо – дом — функционировало должным образом, хотя бы одному члену семьи необходимо обладать определённой мерой деликатности, мягкости, чувствительности и гибкости для решения внутрисемейных проблем. В свою очередь, внешние проблемы: особо ответственные контакты, тяжелая физическая работа, добывание пропитания и защита дома, — зачастую требуют противоположных свойств — решительности, силы и мужества.
Поэтому Высшая мудрость создала одного человека, состоящего из двух частей. Мужская часть – более сильная и жёсткая, женская часть – более деликатная и чувствительная. Эти две части составляют вместе целый «сосуд», называемый человеком, подобно тому, как слово «кастрюля» относится к одному целому сосуду, состоящему из двух частей (собственно кастрюля и крышка). И это не просто аллегория, а абсолютная реальность, на которую намекает стих Писания:1 «Мужчиной и женщиной сотворил их и благословил их, и назвал их именем Человек».
Здесь мы видим, что два супруга вместе называются Человек. Отсюда следует, что каждый из них по отдельности, пока он не женат/не замужем, считается лишь половинкой человека. Как сказали Мудрецы в Талмуде:2 «Каждый, у кого нет жены, не называется человеком».
Теперь мы можем хотя бы немного понять глубину Б-жественной мудрости в строении семьи. Нет здесь двух отдельных людей, двух премьер- министров, деятельность которых на одном и том же посту обречена на провал. А есть две половинки, дополняющие друг друга, как два министра правительства с разными портфелями, когда ясно, что каждый из них в случае необходимости поможет второму, несмотря на то, что это не его область ответственности.
По этой причине как внешнее физическое строение тела мужчины, так и его внутреннее духовное строение (психика и качества характера) – соответствуют всем видам деятельности, относящимся к «внешней политике» семьи. Тело мужчины сильно и крепко, голос низкий и авторитетный, разговор краток, характер жёсткий; мужчине намного больше, чем женщине, свойственны резкость, настойчивость и упрямство. Эти свойства помогают ему исполнять роль семейного «министра иностранных дел» — того, кто несёт на своих плечах бремя заработка и, когда это необходимо, выступает на защиту семейного очага. Что касается женщины — её строение тела и характер идеально подходят для всех видов деятельности, относящихся к «внутренней политике» семейного гнезда. Её тело нежно, голос тонок, речь пространна и мягка, у неё развито тонкое эстетическое чувство. Она больше, чем мужчина, способна уступить, принять во внимание потребности окружающих, считаться с другими людьми. Она более чувствительна, гибка и готова к изменениям. Эти данные дают ей возможность занять пост домашнего «министра внутренних дел». Совершенно естественно, что когда один из них испытает трудности в своей области управления домом, второй незамедлительно придёт на выручку. Ведь каждый из них способен в определённой мере эффективно проявиться и в области компетенции своего партнёра. У них общая задача, и оба они стремятся к семейному совершенству и к нормальному функционированию дома во всех областях. Поэтому, например, когда в нашем поколении расходы домашнего хозяйства намного возросли — электричество, телефон, мобильный телефон, бензин, страховки и многие другие расходы, о которых не слышали в предыдущие столетия, – многие женщины тоже несут бремя заработка, изначально возложенное только на мужчину. С другой стороны, от мужа также ожидается определённая помощь жене в вопросах ведения домашнего хозяйства. При этом каждый знает, что именно является для него основной задачей в соответствии c его особыми способностями.
Этот естественный и правильный подход к семейной жизни со стороны обоих супругов приводит к настоящему и устойчивому миру, к истинной радости. Поскольку если супруги правильно понимают целостный замысел Б-жественной мудрости, их взаимоотношения будут строиться на другом, более высоком уровне. Каждому из супругов необходимо понять, какими именно физическими и психическими инструментами наделён не только он сам, но и его партнёр — для совершенного функционирования их общего дома! Каждому из них необходимо осознать индивидуальность и специфичность этих инструментов, и тогда в своём поведении он будет считаться с потребностями супруга, не ожидая и не требуя их соответствия своим потребностям. Сказанное поможет нам лучше понять вопрос, который сегодня многих лишает покоя – о положении женщины в иудаизме.