Раби Йешая бар Авраам Алеви Гурвиц (Шла Акадош; ок. 5325-5390 /ок.1565-1630/ гг.) – один из духовных лидеров ашкеназских евреев, мыслитель и кабалист; автор книги Шней лухот абрит (Две скрижали завета).
Прямой потомок пророка Шмуэля по родовой линии, исходящей от выдающегося законоучителя из Прованса р. Зрахии Алеви (Бааль Амаор), потомки которого были изгнаны из Испании в 5252 /1492/ году и нашли убежище в далекой Богемии – в деревушке Гурвиц, расположенной возле Праги (Сарей амеа 1:16).
Детство и юношество
Родился в Праге. Его отец, р. Авраам Алеви Гурвиц, был авторитетным знатоком Торы, написавшим ряд книг, – самая известная из них, Хесед леАвраам (Милосердие Аврааму), посвящена философским взглядам Рамбама.
Когда Йешая был еще ребенком, семья переехала в г. Краков, столицу Малой (юго-западной) Польши. Изучал Тору у отца, а затем у Маарама из Люблина, бывшего в тот период раввином и главою ешивы в Кракове.
В 5357 /1597/ году р. Йешая Гурвиц издал книгу отца Омек абраха (Сокровенный смысл благословений), сопроводив ее своими комментариями, которые свидетельствуют об его основательном знакомстве с тайнами кабалы.
В 5360 /1600/ году он был приглашен занять свой первый раввинский пост в городке Дубно на Волыне; потом он стал раввином в крупнейшем городе на Волыне – Остроге, а затем возглавил общину Познани, столицы Великой Польши.
В 5366 /1606/ году его пригласили возглавить раввинский суд во Франкфурте на Майне, в одной из крупнейших еврейских общин Германии. А в 5374 /1614/ году, когда евреи были изгнаны из этого города, он вернулся в Краков, город своего детства. Он стал главным раввином Кракова, затем Вены и, наконец, Праги – города, где он появился на свет.
Во всех перечисленных общинах р. Йешая Гурвиц прославился своей самоотверженной помощью неимущим. Его сын, р. Шабатай Гурвиц, вспоминал, что «за столом отца не бывало менее восьмидесяти человек – ни в будни, ни в праздники, ни в шабаты» (Предисловие к его книге Вавей аамудим).
Переселение в Землю Израиля
В 5380 /1620/ году р. Гурвиц принял решение переселиться в Землю Израиля.
Расставшись со своими детьми и их семьями, он вместе с женой и несколькими учениками пустился в опасный путь по Европе, охваченной пламенем тридцатилетней войны между протестантами и католиками. Путешествие продолжалось долгие месяцы – на море их корабль подвергся нападению пиратов, и лишь неожиданно поднявшийся шквальный ветер отогнал пиратский фрегат от их судна. Сойдя на берег значительно севернее Земли Израиля, они с караваном добрались до города Алеппо (ныне Халеб), а затем до Дамаска. Здесь их встретили два посланца из Цфата, предложившие р. Гурвицу стать раввином ашкеназской общины этого города. Он ответил уклончиво, потому что видел для себя иную цель путешествия. И вот, уже на выходе из Дамаска, им повстречался запыхавшийся посланец из Иерусалима – он вручил р. Гурвицу письмо от совета ашкеназской общины святого города: его призывали встать во главе общины.
Р. Гурвиц вступил в Иерусалим в конце месяца хешван 5382 /1621/ года – в ту неделю, когда читается глава Ваеце, в которой сказано: «Какой трепет внушает это место! Не иначе, как здесь Святилище Б-га, и здесь – врата Небес» (Берешит 28:17). Поселившись в домике, примыкающем к ашкеназской синагоге, р. Гурвиц принял в свои руки бразды правления иерусалимской общиной.
В Иерусалиме, во «вратах Небес», он завершил работу над книгой Шней лухот абрит (Две скрижали завета), начатой им еще в Европе. Эта книга, в которой указаны пути, ведущие к праведности, представляет собой гармоничный сплав алахи (законодательных предписаний), мусара (этических наставлений) и кабалы. Сердцевину Торы и ключи к ее постижению р. Гурвиц видел именно в кабале, утверждая:
«Открытые разделы Торы – святы, а тайные разделы Торы – Святая Святых».
И он считал, что, поскольку приближается время Геулы – конечного избавления, многие тайны могут приоткрываться и самые сокровенные знания уже могут становиться более доступными.
Эта книга стала одной из самых авторитетных и популярных в народе Израиля. Особенно значительное влияние она оказала на формирование и развитие хасидизма в странах Восточной Европы.
В последующих поколениях эту книгу стали сокращенно называть Шла (аббревиатура слов «Шней лухот абрит»). И, как это часто бывает в еврейской традиции, название прославленной книги как бы заменило собой имя автора – в историю еврейской мысли р. Йешая Гурвиц вошел под именем Шла Акадош (Святой Шла).
С особенной любовью и трепетом р. Гурвиц говорит в своей книге о Земле Израиля, принявшей его, «как мать принимает сына в объятия» (Шла, Шаар аотийот, Кдуша). По его словам, «святость Земли Израиля подобна святости Ган Эдена (Райского сада), и даже теперь, когда земля лежит в развалинах, она по-прежнему свята». В качестве законоучителя р. Гурвиц считал, что «заповедь Торы о заселении Земли Израиля остается в силе и в наши дни» (там же) – и он прибыл в Иерусалим, чтобы самым наилучшим образом выполнять эту заповедь.
Но не даром сказали наши мудрецы, что «Земля Израиля приобретается только через страдания» (Брахот 5а). Зимой 5385 /1625/ года в Иерусалим прибыл новый турецкий наместник по имени Мухаммед Ибн Фарук, быстро проявивший себя как жестокий вымогатель. По его приказу людей хватали на улицах, бросали в застенки, а затем требовали крупный выкуп от родственников. Жизнь в святом городе становилась все более опасной и, в первую очередь, для евреев.
В шабат, одиннадцатого элуля 5385 /1625/ года, прямо во время утренней молитвы были арестованы пятнадцать руководителей еврейской общины и среди них – шестидесятипятилетний р. Гурвиц. Две недели пленники провели в арестантской яме – за это время общине удалось собрать, заняв деньги у арабских богачей под пятьдесят процентов роста, ту баснословную сумму, которую требовал ненасытный Ибн Фарук. В канун Рош ашана р. Гурвиц и его товарищи были освобождены – но и после этого грабежи и преследования продолжались. Чтобы избегнуть нового ареста, несколько руководителей общины, оставив все свое имущество, тайно покинули город.
Переезд в Тверию
Р. Гурвиц нашел убежище в Цфате, а затем переехал в Тверию.
В этот период Шла Акадош завершил работу над комментарием к сидуру (молитвеннику), начатую им еще в Иерусалиме. Эту книгу он назвал Шаар ашамаим (Врата Небес) – в память о дне своего прибытия в святой город, когда в синагогах читали стих главы Ваеце: «Не иначе, как здесь Святилище Б-га, и здесь – врата Небес».
И в последний период жизни, в Цфате и Тверии, к нему, как к наиболее авторитетному раввину страны, по-прежнему обращались из многих общин за разрешением спорных вопросов.
Шла Акадош умер в Тверии в 5390 /1630/ году. Похоронен рядом с могилой Рамбама.
Его сын и ученик р. Шабтай-Шефтель Гурвиц был одним из духовных лидеров следующего поколения ашкеназских евреев.