Раби Моше бар Яаков Кордоверо (Рамак; 5282-5330 /1522-1570/ гг.) – один из величайших кабалистов всех поколений.
Предполагают, что его фамильное прозвище Кордоверо родилось от названия испанского города Кордова – так как он происходил из семьи изгнанников из Испании.
Жил в Цфате. Изучал законы Торы у автора кодекса Шульхан арухр рава Йосефа Каро, а сокровенные разделы Торы – у кабалиста р. Шломо Алькабеца, в его знаменитой ешиве, расположенной на горе Мерон возле Цфата. Впоследствии он женился на сестре р. Алькабеца.
Еще в юности, не достигнув и двадцати лет, получил смиху (раввинское посвящение) от главного раввина Цфата р. Яакова Бейрава.
Основал в Цфате свой дом учения, где преподавал кабалу. Наиболее выдающимися из его учеников были р. Элияу Ди Видас, р. Авраам Галанти и р. Хаим Виталь. Когда в 5330 /1570/ году из Египта в Цфат прибыл р. Ицхак Лурия (Аризаль), он также вошел в группу учеников р. Кордоверо. И впоследствии Аризаль называл его «наш наставник и учитель».
В своем основном труде, трактате Пардес римоним (Гранатовый сад), р. Моше Кордоверо подвел итоги развитию идей кабалы за три века, начиная с опубликования книги Зоар (Сияние).
Особенное внимание в своей книге он уделяет исследованию взаимоотношений Творца и сотворенной Вселенной. Автор подчеркивает, что бесконечная и неизменная Первопричина, которую он называет Эйн-соф (Бесконечность), по-прежнему пронизывает всю Вселенную и проявляет себя в каждом ее элементе – так, что, по выражению самого р. Кордоверо, «ничто не существует вне Б-га».
Его перу принадлежат и другие значительные трактаты по кабале: Сефер агейрушин (Книга отлучения), Шиур кома (Во весь рост) и Ор неэрав (Сладостный свет), а также комментарий на книгу Зоар.
Р. Кордоверо написал этический трактат Томер Двора (Пальма Дворы), в котором призывает человека строить свой характер, используя в качестве примера представленные в Торе атрибуты Всевышнего – Его долготерпение, Его готовность прощать, Его верность своему слову и т.д.
Р. Моше Кордоверо умер двадцать третьего тамуза 5330 /1570/ года.
Его сын, р. Гедалья Кордоверо, стал в дальнейшем главным раввином Йерушалаима.
Книги р. Моше Кордоверо были изданы лишь после его смерти. Первым вышел из печати его трактат Пардес римоним – он был издан усилиями учеников в Венеции,в 5346 /1586/ году (а в 5352 /1592/ году он был выпущен вторично – в типографии Кракова). В 5347 /1587/ году в Венеции вышел в свет трактат Ор неэрав, а за ним, в 5349 /1589/ году последовал этический трактат Томер Двора (в дальнейшем эта книга выдержала множество изданий, став одной из самых популярных книг мусара).
Спустя три века – в 5643 /1883/ году в Варшаве – был впервые издан трактат Шиур кома. И наконец, в 5652 /1892/ году в типографии польского города Пшемысля был опубликован его комментарий к молитвеннику, получивший название Тфила леМоше (Молитва Моше). Все эти книги оказали решающее влияние на развитие кабалы.
Однако и по сей день значительная часть его кабалистических сочинений, в том числе и комментарий на Зоар, по-прежнему остается в рукописях.