Насколько неделимы Тора и комментарии на нее? Давайте проверим
Про кого сказан следующий стих? «И пришли они, всякий, кого вознесло его сердце, и всякий, кого побудил его дух, принесли возношение Г-споду для труда над шатром собрания, для всех его работ и для священных одеяний». Казалось бы, про людей, несущих в Мишкан свои украшения. Как продолжает Тора: «и пришли мужья к женам, каждый, щедрый сердцем…», практически напрямую указывается на Храмовых спонсоров.
Получается, «вознесенный сердцем», «побужденный духом» и «щедрый сердцем» — сказано про одних и тех же людей?
Несколько стихов спустя Тора представляет людей, строивших Мишкан — Бецалель бен Ури и Оолиав бен Ахисамах. «И наполнил его (Бецалеля) духом Б-жьим, мудростью, пониманием, разумением и разными умениями», и в самом конце 35-ой главы: «наполнил их мудростью сердца делать всякую работу резчика и парчевника, вышивальщика по тхелетуи пурпуру, и червленице, и виссону, и ткача; (они) исполнители всякой работы и мыслители замыслов».
По-простому, первая часть главы сначала говорит о приносящих в Мишкан материалы для его строительства, а потом — о тех, кто его строил. Однако Рамбан дает неожиданный комментарий: «вознесенный сердцем» сказано именно о людях, что строили Мишкан. Почему это так принципиально?
Мишкан был построен не за день и не двумя мастерами. Объем работ был колоссален, их сложность и тонкость заслуживали внимания лучших специалистов своего дела.
Откуда было взяться такому количеству разнообразных мастеров? Народ, полтора года назад вышедший из рабства, не мог вышивать на спинах овец огрубевшими пальцами. Не мог отливать тонкие золотые формы неумелыми рабскими руками, привыкшими к тяжелому физическому труду. Не мог да и не умел — кто бы научил их этому в Египте?
Но эти люди пришли. Они всем нутром захотели строить дом Б-га. Каждого просто тянуло к роду занятий, к той специальности, которая его. Соответствует его душе, натуре, качествам. Так сильно тянуло, что все остальное уже не могло быть помехой.
Евреи настолько сильно захотели, что их естество прорвалось наружу, как бурная река, «Моше, я сделаю все, что скажешь», вот оно, настоящее вознесение сердца, объясняет Рамбан. Оно заявляет о себе, когда человек не забит и затравлен, горд и уверен в себе, даже если знаний пока не хватает. Такой человек обязательно найдет себя. Тому, кто себя стесняется или стыдится, будет сложнее.
Что же произошло? Вс-вышний вложил эти знания в сердца людям, на базе их природных склонностей и талантов.
Желание открыть себя, заниматься тем, что получается, а не тем, что только приносит доход, сопровождает человека на протяжении жизни. Психологические тесты, гороскопы, тесты на профориентацию — многомиллионные бизнесы, основанные на попытках людей узнать свою природу.
У каждого есть своя, родная профессия. Говорит рабейну Бехайе: как у орла нет вопросов, каким образом добывать себе пропитание, так и каждый человек создан для конкретной деятельности. Как у евреев того поколения — нужно определить свою природу. Обычно это то, к чему и так стремишься. Просто иногда это естественное стремление забивается воспитанием, неудачами, комплексами и прочим фоновым шумом.
Но ведь работа должна быть любимой, нет?
Шаббат шалом!
Элиэзер Райхман