На этой неделе глава «Трума». Всевышний приказывает народу Израиля принести «труму» — пожертвование на строительство Мишкана (Переносного Храма). В Торе написано так: «Говори сынам Израиля, и пусть возьмут Мне [сообща] возношение; От всякого человека, побужденного сердцем своим, берите возношение Мне». В этом стихе есть несколько важных моментов, над которыми следует поразмыслить.
Во-первых, слова «возьмут Мне возношение». Так писать неправильно. Нужно писать «дадут мне возношение», поскольку Всевышний здесь изъявляет желание получить приношение — поэтому «дадут мне возношение».
Во-вторых: «от всякого человека, побужденного сердцем своим, берите возношение Мне». Понятно, что поскольку здесь сказано брать у каждого, кто пожелает дать, то это не та заповедь, которую все обязаны исполнять — это добровольное деяние. В чем здесь идея? У кого можно взять то, что необходимо для строительства Переносного Храма? Очевидно, что у тех, кто пожелает дать. О чем здесь говорит Тора?
По-моему, я видел когда-то объяснение. По всей видимости, здесь нужно понимать буквально: когда в Торе сказано «возьмут Мне», имеется в виду что евреи не «дадут», а именно «возьмут». В том, что Тора сообщает нам, в том, чему Тора учит нас, всегда есть глубина. Человек, который дает подарок, как правило думает так: «Это я даю свое серебро, золото мое. Я – тот кто дает.» Но Тора говорит человеку: «Нет, ты не хозяин денег. Ты только держишь их у себя, но эти деньги принадлежат Тому, Кто сотворил мир — и серебро, и золото принадлежат Ему». Всевышний говорит в Торе «возьмут» в том смысле, что приходит Казначей и забирает Свое — забирает то, что находится у нас не в собственности, а в доверительном управлении.
Поэтому не написано «дадут»: ты не «даешь» — у тебя забирают то, что находится у тебя, но это, на самом деле, не твое. Как сказано: «Б-гу принадлежит земля и все, что ее наполняет». Это во-первых.
Во-вторых — думаю, и это объяснение я тоже где-то видел раньше — написано: «от всякого человека, побужденного сердцем своим», и заповедь эта, на самом деле, относится лишь к тем, кто желает дать. Человек, который дает пожертвование Всевышнему не потому, что он хочет дать, поскольку сам по себе он не очень хочет давать, ибо нет в нем щедрости, — не имеет заслуги в этой заповеди, Тора не обращается к нему, Тора не заповедовала ему это делать, он не имеет к этой заповеди отношения. Эта заповедь дана для особых людей, которые захотели пожертвовать. (Возможно, тот, кто жертвует скрипя сердцем, будет считаться тем, кто добровольно исполнил заповедь, которую не обязан исполнять, но суть в том, что данная заповедь относится лишь к тем, кто хочет пожертвовать добровольно. Ведь здесь говорится об участии в строительстве Мишкана: пожертвовать на Мишкан обязаны лишь те, кто на самом деле чувствует сопричастность к этому великому делу.
Большое спасибо и Шабат Шалом!
Была ли эта информация полезной?
Да
Нет
Спасибо за ваш отзыв!